Михаил Брызгалов: Конкурс Чайковского пройдет по организационным правилам Чемпионата мира по футболу

15.03.2019
Михаил Брызгалов: Конкурс Чайковского пройдет по организационным правилам Чемпионата мира по футболу

МБ На заседании Оргкомитета Конкурса имени П.И.Чайковского в конце прошлого года Ольгой Юрьевной Голодец было дано несколько  поручений, направленных на популяризацию конкурса и применение новых организационных моделей. Конкурс пройдет во многом по правилам, которые уже отработаны на успешно прошедшем в России Чемпионате мира по футболу. Эти принципы, успешно примененные там, будут применены теперь и в организации музыкального состязания. FanID (паспорт музыкального болельщика), специальный визовый режим для иностранных участников и гостей, а также специально организуемые фан-зоны.  

ЕК Где их будут открывать?  

МБ  Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во всех федеральных округах. Это могут быть и музыкальные школы, и любые учреждения культуры и образования, если речь идет о регионах, малых городах, селах. Все это для того, чтобы максимальное количество любителей музыки могло практически в режиме онлайн следить и за конкурсными прослушиваниями, и за гала-концертами. Российский национальный музей музыки специально подготовил выставки «Из истории Международных конкурсов имени  П.И.Чайковского» и «Планета Чайковский»  для размещения в фан-зонах. Выставки уже доступны на сайте музея – любой желающий может открыть, посмотреть и скачать их абсолютно безвозмездно и представить в любом уголке мира.   

Концепция выставки – «Листаем страницы конкурса Чайковского»: рассказ о лауреатах, членах жюри, ярких моментах конкурсов, начиная с первого.  Выставочные проекты об истории конкурса и «Планета Чайковский»  будут установлены в планшетном варианте в местах проведения прослушиваний и гала-концертов. 

Что касается фан-зон: если ориентироваться на чемпионат по футболу, то оформление пространства предполагает наличие большого объема информации, экрана для трансляций и мест для размещения зрителей.  В этом году информационную поддержку конкурса и трансляции планируется осуществлять через портал «Культура.РФ», телеканалы «Культура» и medici.tv. Для организации трансляции в фан-зонах нужно только подключить сигнал и настроиться на нужную частоту. 

ЕК Но первая действующая фан-зона организована вовсе даже не в России, а в Берлине. Что это за проект? 

МБ Действительно, в начале марта в Берлине мы открыли первую зарубежную фан-зону, для чего была выделена достаточно большая площадь в Русском доме. Помимо двух выставок, предоставленных Музеем музыки, в фан-зоне представлена информация о жюри, номинациях этого года и программах. Но поскольку конкурс – дело живое, то установлен интерактивный экран, где можно будет узнавать самые свежие новости и знакомиться с анонсами предстоящих событий конкурса.  

Министерство культуры России обратилось в Россотрудничество, в ведении которого находятся Российские дома науки и культуры за рубежом, а их свыше 80-ти по всему миру. Россотрудничество уже проводит работу по организации к июню подобных фан-зон в Российских Центрах культуры и науки за рубежом.  В мае планируется открытие фан-зоны в Русском духовно-культурном центре на набережной Бранли в Париже. 

ЕК Там наши соотечественники за рубежом, и не только они, смогут наблюдать за конкурсом? 

МБ Для зрителей создается специальное комфортное пространство, разработано техзадание для воспроизведения наиболее качественного звукового и видеосигналов.  

ЕК  Как продвигаются дела в духовых номинациях? У медных вызывает сомнение свободная программа на первом и втором турах: не заданы никакие критерии сложности, рамки репертуара.  

МБ Это большой революционный ход, духовые номинации введены неслучайно именно в настоящий момент в международный конкурс – один из самых престижных конкурсов в мире. Два сопредседателя Оргкомитета – Валерий Гергиев и Ольга Голодец – отчетливо понимают, что для нашей страны, помимо всевозможных экономических, политических и других важных тем, есть и наболевшие вопросы в сфере культуры. Проблема состояния духового исполнительства сейчас остро вскрылась, и Валерий Абисалович не раз говорил, что если мы ничего не будем делать в этом направлении, то в обозримом будущем оркестр Мариинского театра может не досчитаться важных духовых специальностей. Что касается Ольги Юрьевны, которая патронирует и «Духовое общество», то она лично многое делает для развития духового дела в стране, и вопросы, которые долгие годы не решались,   наконец-то сдвинулись с мертвой точки.  Речь идет о качественной подготовке специалистов и повышении квалификации преподавателей. Напомню, что сейчас уже идет разговор о развитии производства музыкальных инструментов в нашей стране. Впервые за многие десятилетия появилась целая линейка духовых инструментов отечественной сборки, которые уже поставляются в российские регионы и передаются в музыкальные школы. На этом фоне включение специальности «духовые инструменты» в один из самых престижных музыкальных конкурсов в мире, Конкурс имени П.И.Чайковского, поможет популяризации духового исполнительства. И главное – это ответы всем тем родителям, которые сомневаются, отдавать ли детей в музыкальную школу на фагот или тубу?  Как они смогут развиваться дальше – поступят в училище, потом в консерваторию, а что потом? А теперь они понимают, что духовики – конкурентоспособная специальность, и теперь у них есть возможность принять участие в таком серьезном состязании, открывающем доступ на российские и международные престижные сцены. Возможно, я пристрастен, но мне видится именно так.  

Что касается программы, то было много споров о том, что на Конкурсе имени П.И.Чайковского должны обязательно играть Чайковского. Что это традиции, заложенные с момента основания. Но объективно нет оригинальных сольных произведений у Чайковского для духовых, и мне думается, что свободная программа позволит участникам максимально выгодно показать себя.  

ЕК Вы возглавляете «Духовое общество» – какие значимые события уже произошли и планируются в этом году?  

МБ В феврале этого года была открыта памятная доска дирижеру, композитору, народному артисту РФ Валерию Михайловичу Халилову – основателю «Духового общества». Доска установлена на фасаде здания Российской академии музыки имени Гнесиных. 

«Духовое общество» в рамках поддержки наиболее значимых региональных фестивалей включено в Национальный проект «Культура».  Появилось несколько интересных предложений участия молодых музыкантов в рамках «Русских сезонов» в Германии. Духовики – народ очень активный, и как только они получают информацию, что где-то что-то происходит, то сразу откликаются и, в свою очередь, выдвигают много креативных идей. Очевидно, что духовое сообщество всколыхнулось, и даже есть обнадеживающая статистическая информация, что в прошлом году прием в учебные заведения на духовые инструменты несколько увеличился. Будем работать дальше!