На все сто процентов Конкурс Чайковского

На все сто процентов

После трех изнурительных и напряженных туров жюри, наконец, объявило имена лауреатов XVI Международного конкурса им. Чайковского по специальности «виолончель». «Это были удивительные дни: потрясающие музыканты, выдающиеся судьи и необыкновенная публика. Вне зависимости от того, какие премии получили молодые виолончелисты, их карьера уже стартовала», — поделился своими мыслями председатель жюри сэр Клайв Гиллинсон.

Места лауреатов распределились следующим образом: I премия — Златомир Фанг (США), II премия — Сантьяго Каньон-Валенсиа (Колумбия), III премия — Анастасия Кобекина (Россия), IV премия — Тэгук Мун (Южная Корея), V премия — Чен Ибай (Китай), VI премия — Сенья Руммукайнен (Финляндия). Также судьи удостоили специальным призом россиян Ивана Сендецкого и Фёдора Амосова, как лучших участников второго тура, не прошедших в финал.

Конкурс Чайковского – настоящий музыкальный марафон, испытывающий не только талант и профессионализм, но также терпение, нервы и выдержку. После внушительного количества сольной и камерной музыки конкурсантам предстояло в последнем туре исполнить вместе с оркестром «Вариации на тему рококо» П. И. Чайковского, а также любой виолончельный концерт. В качестве аккомпаниатора выступил Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Николая Алексеева.

Первый день раунда, проходившего на сцене Большого зала Санкт–Петербургской филармонии открывала Сенья Руммукайнен, получившая VI премию. Уверенность и одухотворенность интерпретации — сильные стороны конкурсантки, представительницы норвежской виолончельной школы. На протяжении всего конкурса она сумела грамотно рассредоточить свои силы, так что в финале обязательный опус Чайковского и выбранный ею виолончельный концерт А. Дворжака звучали ярко, красочно и технически безукоризненно. Шестое место досталось финке лишь потому, что остальные финалисты оказались еще интереснее.

Пятую премию взял китаец Чен Ибай, исполнивший кроме «Вариаций на тему рококо» Симфонию-концерт для виолончели с оркестром С. Прокофьева – одно из самых сложных произведений виолончельного репертуара. Впечатлила не столько блистательная виртуозность, сколько удивительная для восемнадцатилетнего музыканта осмысленность интерпретации этого «взрослого» сочинения, в музыке которого, как известно, отразился драматизм последних лет жизни композитора. Эмоциональность и невероятная энергетика Чена буквально «взорвала» зал овациями — музыкант без конца выходил на поклоны под аплодисменты восторженной публики. У китайца определенно огромные перспективы, и пятое место — повод побороться за первое на следующем конкурсе.

Южнокорейцу Муну Тэгуку досталась четвертая премия. На финал он выбрал виолончельный концерт А. Дворжака. Волнение, которое было заметно на лице музыканта после выхода на сцену, пропало с первыми звуками Allegro и уступило место полной вовлеченности виолончелиста в игру. В «Вариациях» Чайковского Мун Тэгук проявил присущие его таланту красоту звучания инструмента и продуманность интерпретации, впрочем, до конца освободится от напряженности ему не удалось.

Вторую и третью премии заслуженно выиграли два выпускника Академии Кронберга (Германия) – колумбиец Сантьяго Каньон-Валенсиа и россиянка Анастасия Кобекина. Не прошедший даже во второй тур прошлого конкурса Чайковского Каньон-Валенсиа в этом году продемонстрировал достойнейшие мастерство и музыкальность, позволившие ему завоевать звания лауреата. В его программе вновь произведение Д. Шостаковича – знаменитый концерт для виолончели с оркестром №1 (во втором туре это была виолончельная соната ор. 40). Если на первых этапах смотра могло показаться, что колумбиец «не рискует» и чуточку сдерживается в плане эмоций и свободы исполнения, то в финале Сантьяго выложился на сто процентов, продемонстрировав всю экспрессию сочинения Шостаковича. В тоже время «Вариации на тему рококо» прозвучали легко и эффектно.

Единственная «прорвавшаяся» в третий тур и ставшая бронзовым призером россиянка Анастасия Кобекина для финала выбрала концерт для виолончели с оркестром ми минор Э. Элгара – произведение, ставшее одним из первых музыкальных откликов на ужасы Первой мировой войны. Выступление Анастасии на этом этапе – поистине выдающееся событие. С виду хрупкой виолончелистке удалось показать внушительный накал страстей, мощь и трагизм элгаровского концерта, противопоставив им изящество «Вариаций» Чайковского.

Бесспорное первое место — американский 20-летний виолончелист Златомир Фанг, очаровавший слушателей еще на двух предыдущих раундах — стоит вспомнить хотя бы грандиозную первую виолончельную сонату И. Брамса. Музыканту свойственно обаяние, которое проявляется не только в нем самом, но и в его исполнительском мастерстве. Изумительный звук и изысканность – вот то, что отличает его трактовку «Вариаций на тему рококо». В оппозиции к лучезарному опусу Чайковского — второй виолончельный концерт Д. Шостаковича, полный философских размышлений, страданий и сарказма. Смычок Златомира оказался необычайно убедительным «рассказчиком» заложенных в этот концерт мыслей.

Сергей Давыдченко: <br>Конкурс – это огромное напряжение сил Конкурс Чайковского

Сергей Давыдченко:
Конкурс – это огромное напряжение сил

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста Конкурс Чайковского

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда Конкурс Чайковского

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда

Вокальная перезагрузка Конкурс Чайковского

Вокальная перезагрузка

В номинации «Сольное пение» Конкурса имени Чайковского подвели итоги