Пофестивалим? События

Пофестивалим?

Летом, когда московские театры и концертные залы дружно отправляются в отпуск, академические европейские площадки, напротив, превращаются в места силы. Одни сражаются за публику, другие давно перестали играть в конкурентов, сосредоточив внимание на более глобальных вопросах.

13 ИЮЛЯ – 8 СЕНТЯБРЯ
Proms: Променад в английском стиле

Неизменно впечатляющий своими масштабами и участием первых музыкантов мира ежегодный Proms в этот раз сделал ставку на женщин-композиторов и крупные (преимущественно вековые) юбилеи. Старт восьминедельному марафону даст концерт, посвященный английской музыке: под сводами Королевского Альберт-холла Симфонический оркестр Би-Би-Си, возглавляемый финном Сакари Орамо, отметит 100-летие с момента премьерного исполнения симфонической сюиты Густава Холста «Планеты». По правде говоря, горячо любимое британцами произведение впервые публично прозвучало чуть позднее – в 1920-м в Куинс-холле, а до этого, в 1918-м состоялся закрытый концерт, на котором «Планеты» были преподнесены в качестве подарка Генри Балфору Гардинеру – двоюродному дедушке известного дирижера сэра Джона Элиота Гардинера.

Современники Холста искали в «Планетах» переживания, связанные с Первой мировой войной (кстати, ее окончание – магистральная тема Proms-2018), однако композитор открещивался от программных ассоциаций, и тем оригинальнее выглядит концепция, представляющая каждый фрагмент «Планет» как этап человеческой жизни: от рождения – мучительного начала, сражения за само существование («Марс, вестник войны») до упокоения (или реинкарнации) души под таинственное пение хора («Нептун, мистик»). Холст никогда больше не писал подобных сочинений и весьма скептически относился к популярности «Планет», хотя в этих «семи оркестровых пьесах», конечно, прослеживается влияние музыки лидеров начала прошлого века – Стравинского, Дебюсси, Шёнберга. Но в программе концерта-открытия Proms-2018 Холст соседствует вовсе не с ними, а со своим соотечественником Ральфом Воан-Уильямсом. В 1904–1906 годах один из крупнейших английских композиторов нового времени написал свою первую масштабную хоровую пьесу – 12-минутную «песню» «Навстречу неизвестным краям» на стихи Уолта Уитмена. Стилистически связанная с Первой «Морской» симфонией, она абсолютно трансцендентна по настроению и отвечает освободительному духу поэзии «отца свободного стиха».

Третье имя в программе концерта вряд ли знакомо российской публике. Это современный автор – Анна Мередит, сорокалетняя представительница направления avant-pop, композитор в резиденции Шотландского симфонического оркестра Би-Би-Си. По заказу Proms и Эдинбургского фестиваля Мередит написала для оркестра и юношеского хора пьесу, литературной основой для которой послужили пять телеграмм, отправленных молодыми солдатами в 1918 году. Дата, естественно, указывает на Компьенское перемирие, положившее конец Первой мировой войне. В проекте участвует креативная группа дизайнеров 59 Productions – от их изобретательности и фантазии будет зависеть визуальное решение действа.

Помимо Анны Мередит, мировых премьер своих сочинений на Proms ждут Роксана Пануфник – дочь польского маэстро Анджея Пануфника; Лора Мвула – совершенно уникальный персонаж на британской сцене (жанр, в котором она выступает, невозможно классифицировать однозначно – здесь и соул, и R’n’B, и влияние музыки эпохи барокко); Бушра Эль-Турк – британско-ливанская экспериментаторша, чьему перу принадлежит пятиминутная композиция «Крем-брюле на дереве» – остроумный ответ на «La bonne cuisine» Леонарда Бернстайна. Всего запланировано порядка четырех десятков мировых и локальных премьер. Новая музыка концептуально войдет в променадный диптих Шведского камерного оркестра – представляя шесть Бранденбургских концертов Баха вместе с работами Ури Кейна, Бретта Дина, Андерса Хиллборга, Ольги Нойвирт, Стивена Макея и Марка Энтони Тёрнеджа, коллектив намерен создать совершенно новый музыкальный цикл, хронологически охватывающий почти три столетия.

Афиша фестиваля традиционно пестрит громкими именами. Янник Незе-Сеген приедет в Лондон вместе с Роттердамским филармоническим оркестром (в программе Лист и Брукнер). Робин Тиччиати на один день вырвется из Глайндборна
с Лондонским филармоническим оркестром и полным составом солистов семистейдж-версии оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси. Сэр Саймон Рэттл также выбрал французскую оперу – «Дитя и волшебство» Равеля и его же симфоническую сюиту «Моя Матушка-гусыня». Диана Дамрау преподнесет подарок молодому оперному композитору Йену Бэллу, исполнив его новое произведение – концерт для колоратурного сопрано с оркестром «Аврора» (дирижирует Василий Петренко). Царственно прекрасная Джойс ДиДонато предстанет в двух трагических образах – Дидоны (фрагмент из оперы Берлиоза «Троянцы») и Клеопатры (его же кантата «Смерть Клеопатры»).

Среди дебютантов Proms-2018 – хорошо знакомые лица: британская столица предвкушает визит героя прошлогоднего Зальцбургского фестиваля – маэстро Курентзиса и его «пермского чуда» – оркестра musicAeterna. Музыканты везут Вторую и Пятую симфонии Бетховена.

3–27 Августа
Эдинбургский фестиваль искусств: в сердце Шотландии

Эдинбург, король летних фестивалей, славен тем, что представляет все виды сценических искусств – от оперы и contemporary dance до эстрады. Его концертная афиша ни в чем не уступает театральной, хотя тематически все же перекликается с сезонными планами оркестров Великобритании – уже упомянутый Рэттл, к примеру, внесет свою лепту в растянувшееся более чем на год празднование 100-летия Леонарда Бернстайна. В одном из подкастов нынешний руководитель Лондонского симфонического оркестра с большой теплотой вспоминает свои детские впечатления от первого прослушивания пластинок с музыкой Бернстайна. «В его сочинениях удивительным образом встречаются Малер, джаз, рок… Но я уверен, эта музыка прошла проверку временем», – считает дирижер. К числу созданных Бернстайном шедевров он относит Вторую симфонию «Век тревог», посвященную Сергею Кусевицкому. Она и вошла в программу одного из двух выступлений Рэттла в Эдинбурге. Фортепианную партию исполнит польский пианист Кристиан Цимерман.

На фестиваль возвращается Филармонический оркестр Осло со своим руководителем, любимцем английской публики Василием Петренко. В 2015-м, когда норвежские гости появились на сцене Ашер-холла, критика отметила прекрасную форму коллектива, «ясные текстуры, ультра-чистую артикуляцию, фразировку, вылепленную изо льда и гранита». В этот раз скандинавская команда усилена еще одним игроком – в столицу Шотландии пожалует молодая оперная певица Лиза Давидсен (сопрано), лауреат конкурса Пласидо Доминго «Опералия» (2015). Программа концерта выглядит контрастно – в одном отделении царит Рихард Штраус – симфонический («Дон Жуан») и вокальный (изысканные оркестровые песни, в том числе «Cäcilie» и «Wiegenlied»), в другом – Прокофьев (Симфония № 6).

Одно из самых ожидаемых событий нынешнего Эдинбурга – Евровидение для юных музыкантов. По итогам Grand Piano Competition-2018 представлять Россию на этом конкурсе доверили Ивану Бессонову. Помимо нашего пианиста среди соискателей еще 17 виртуозных артистов в возрасте от 12 до 21 года. В полуфинале каждому из них предстоит сыграть 18-минутный реситаль. В финале окажутся шесть кандидатов на победу, и исход поединка техники и индивидуальности будет зависеть, в том числе, и от взаимодействия конкурсанта с оркестром – Шотландским симфоническим оркестром Би-Би-Си и его шефом – дирижером Томасом Даусгором. За ходом событий можно будет следить в интернете и на Би-Би-Си-2 Шотландии.

Подробные программы фестивалей доступны на сайтах:
www.eif.co.uk
www.bbc.co.uk/proms

Любовь останется События

Любовь останется

К 80-летию со дня рождения Валерия Гаврилина

Дальневосточная симфония Валерия Гергиева События

Дальневосточная симфония Валерия Гергиева

В Приморье отгремели финальные аккорды IV Дальневосточного фестиваля «Мариинский»

Послание Европе События

Послание Европе

Риккардо Мути исполнил в Афинах Девятую симфонию Бетховена как Оду великим средиземноморским культурам

Ключ от дверей События

Ключ от дверей

Фестиваль с таким загадочно-символистским названием в седьмой раз прошел на Луаре. Его «родители» – пианисты Людмила Берлинская и Артур Ансель. Пятидневный марафон посетило 1200 человек