Приношение великой  певице События

Приношение великой певице

В Доме Станиславского открыли выставку к 60-летию творческой деятельности Валентины Левко

Проникновенный голос народной артистки РСФСР, солистки Большого театра Валентины Левко впервые зазвучал на профессиональной сцене в сезоне 1957/58 Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 60 лет назад. К этому событию приурочено открытие юбилейной выставки, посвященной творчеству певицы. Знаменательно, что местом встречи стал Дом К. С. Станиславского при музее МХАТ, уютный особняк, хранящий атмосферу начала XX века.

Сама выставка разместилась на нижнем этаже, в небольших сводчатых старинных «палатах». Тщательный систематизм экспозиции сочетается здесь с удивительно теплым, любовным отношением к главной героине. Еще бы! Наряду с научными сотрудниками музея в оформлении принимали участие родные и близкие В. Н. Левко.

Чуть гулко, словно издалека, доносится через динамики пение Валентины Николаевны, в витринах – афиши и программки на разных языках, дипломы, награды, фотографии, памятные автографы. Множество слегка пожелтевших писем от поклонников со всего мира (да-да, настоящих, бумажных!), в толстых альбомах аккуратно наклеены записочки, что слушатели передавали певице по рядам на сцену в концертах. Веером лежат на рояле виниловые пластинки с заголовками «Валентина Левко». Особая красота – концертные наряды. Без тугих корсетов и пышных юбок, как у нынешних «звезд», не слепящие глаза обилием стразов и выпирающим лейблом от модного кутюрье. Каждое платье – образец строгого вкуса, элегантности, изысканной отделки.

Но особенно приятно видеть рядом с экспонатами саму виновницу торжества! Валентина Николаевна не только узнаваема, но все так же величава. Выглядит, словно не 90-летие отмечала в 2016-м, а на добрый десяток лет меньше. И так же бархатно и четко звучит ее речь.

Праздничный вечер «Приношение великой певице» начался в знаменитом Онегинском зале с одноактной оперы Римского-Корсакова «Боярыня Вера Шелога» – это первая работа молодого коллектива энтузиастов (Оперного театра-­музея при Доме К. С. Станиславского), созданного в минувшем 2017 году под руководством певца и режиссера Андрея Цветкова-Толбина.

«Вера Шелога» – тематический пролог к «Псковитянке», тоже написана по драме Льва Мея. В театрах ставится редко: сложно добавлять к длинной и драматургически законченной «Псковитянке» еще около 40 минут. Возможно, большинство пришедших вживую услышали эту оперу впервые. Узорчатая пленка превратила белые колонны на сцене в подобие церковных столпов, за ними, отделенный сеткой с иконописными ликами, расположился эконом-вариант оркестра (дирижер – Михаил Архипов). Непривычно было слишком близкое расстояние до актеров, выходы персонажей через зал и, наряду с такой «домашностью», – академизм замысла, как указано в программке: «реквизит и убранство из первого спектакля МХТ “Царь Федор Иоаннович” 1898 г.».

Поначалу очаровала боярышня Надежда Насонова в исполнении юной Марии Каретко. Не страшно, что у Римского-Корсакова сестра героини обозначена «меццо-сопрано», а у нас она звонкая, как колокольчик. Младшая ведь сестренка! А уж когда вышла с дитятей-свертком Вера Шелога – Лейла Эгамова, статная красавица-брюнетка с мощным горячим драматическим сопрано, и повела долгий рассказ о роковой встрече и вспыхнувшей страсти к молодому царю Ивану Васильевичу, отцу незаконнорожденной дочки, все условности забылись.

Молодые артисты пели и играли самозабвенно, выученность партий сочетали с искренностью. На финальном вскрике сестры Надежды «Мой!» – в ответ на вопрос «Чей ребенок?» грозного боярина Шелоги (эффект­ный выход Андрея Цветкова-Толбина) мысленное эхо донесло: «Верю!» от хозяина Дома, К. С. Станиславского.

Второе отделение организаторы посвятили камерному репертуару, которому Валентина Левко отдала весомую часть творческой жизни. Начиная с первой своей альтовой специальности, Валентина Николаевна пронесла огромную любовь к музыке Иоганна Себастьяна Баха. Белая стена – отличный проекционный экран. Прихотливые изгибы темы скрипки и великолепный альт певицы, уже не инструмент, а голос, сливались в покаянной Арии Петра «Erbarme dich, mein Gott» из «Страстей по Матфею».

Ведущий вечера Андрей Цветков-Толбин выход каждого участника концерта предварял: «Валентина Николаевна, для Вас поет…» Певцы разных поколений, по возрасту дети и внуки Левко, свое исполнение адресовали, прежде всего, ей – безусловному авторитету вокального сообщества.

После духовного шедевра Баха логично прозвучала «Аве Мария» Шуберта в исполнении ученицы В. Н. Левко Яны Иваниловой. Она же открыла подборку романсов Рахманинова светлой акварелью «Сирень».

Соблюдая очередность театров в биографии героини вечера, первыми поздравили Валентину Николаевну «станиславцы», солисты МАМТа. Наполненно звучало меццо Ларисы Андреевой в «О, не грусти по мне». Редкие для Рахманинова шуточные, гротесковые краски передал баритон Антон Зараев («На смерть чижика» и «Икалось ли тебе, Наташа»). Свежо и темпераментно исполнила «Кабы знала я» Чайковского меццо-сопрано Наталья Зимина.

Четверо солистов Большого театра тоже начали с Рахманинова. Широкую кантилену продемонстрировал Станислав Мостовой – «Здесь хорошо». Тему возвышенного созерцания продолжила Ольга Селиверстова – «Горними тихо летела душа небесами». Мудрым страждущим «Пророком» из романса Римского-Корсакова предстал ведущий бас Большого Вячеслав Почапский.

И вновь смена жанра. На экране – «Тройка мчится, тройка скачет», лукаво улыбающиеся глаза молодой Валентины Левко, поющей популярный романс Булахова.

Выступление Ирины Долженко увенчало программу двумя «хитами» из репертуара В. Н. Левко: «Темно-вишневая шаль» и «Нет, не тебя так пылко я люблю» особенно убедительны в исполнении густого, зрелого котральтового меццо, чья выразительность и чувство стиля пропорциональны. Партию фортепиано в ансамбле со всеми солистами двух театров прекрасно исполнила концертмейстер РАМ имени Гнесиных Мария Скуратовская.

Завершали вечер три солистки Центра вокального искусства Валентины Левко в сопровождении пианистки Анастасии Гончаровой. Тему старинного романса продолжила Александра Гришкина – «Снился мне сад». Миниатюра Сарасате «Черный веер» – номер Анны Глазковой. Романс Чайковского «Скажи, о чем в тени ветвей» исполнила Олеся Демакова.

Конечно, не могла не прозвучать в записи самой Валентины Левко с оркестром Юрия Силантьева терпкая «Малагенья» – испанская народная песня, которую она, однажды услышав на гастролях, записала по памяти и сделала своей «визитной карточкой».

«А годы летят, наши годы, как птицы, летят», – начали солистки Центра вокального искусства, а Валентина Николаевна подхватила второй куплет известной песни из кинофильма «Добровольцы» в записи с экрана. На сцену вышли почти все участники, хором допели песню и мощными оперными голосами трижды возгласили: «Многая лета!»

Аплодисменты, взаимные и теплые объятия, фото на память, множество цветов. Публика в тот вечер расходилась из Дома Станиславского с особенным чувством, ощутив уникальное прикосновение к живой истории русской вокальной культуры.

За красных и за пурпурных События

За красных и за пурпурных

На фото: Композитор Клаус Ланг (слева) и дирижер Максим Емельянычев На фестивале «Опера априори» почти подряд прошли два концерта с музыкой современных композиторов.

Марфа и Любаша – двойники? Рецензии

Марфа и Любаша – двойники?

В Москве показали «Царскую невесту» – первую постановку Приморской сцены Мариинского театра

Любовь и голуби События

Любовь и голуби

В Новосибирском музыкальном театре состоялась премьера оперетты Иоганна Штрауса «Ночь в Венеции»

Аспекты триумфа События

Аспекты триумфа

XIX фестиваль «Триумф джаза» выбрал одной из своих площадок Светлановский зал Дома музыки. СРЕДИ участников – ​приглашенные гости и отечественные музыканты