Состязание нервов Конкурс Чайковского

Состязание нервов

Второй тур конкурса в номинации «Медные духовые инструменты», завершившийся вчера в Концертном зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, выдался невероятно интенсивным. В полуфинале между собой состязались 16 конкурсантов, обладающих великолепной исполнительской техникой, незаурядным артистизмом и обаянием.

У валторнистов среди обязательных сочинений прозвучали пьесы «В лесу» Эжена Бозза, «Поэма» Бориса Анисимова, сонаты Жана Виньери и Пауля Хиндемита. Их исполнили: Бенжамин Голдшейдер (Великобритания), Феликс Дерво (Франция), Юн Женг (Китай) и очаровательная кореянка Хаери Ю. Романтически возвышенный характер сонаты Жана Виньери сменила пасторальная пьеса-скерцо Эжена Бозза «В лесу», в материале которой бойко имитируются сигналы охотничьего рога.
Каждый из музыкантов мастерски распоряжался регистровыми возможностями своего инструмента, демонстрируя объемный сочный звук. «Поэма» Бориса Анисимова в некоторых эпизодах напоминала музыку Скрябина с ее патриотическими и волевыми интонациями. Фаворитами публики стали два прекрасных тубиста, которые и во втором туре заставили не усомниться в их первоклассном исполнительском мастерстве и глубокой музыкальности.
Солист оркестра Государственной академической симфонической капеллы России Федор Шагов исполнил контрастную по настроениям и ритмам сонату Энтони Плота, а затем эксцентричное Концертино Эжена Бозза. Португальский соперник Шагова Энрике Коста Сантос ошеломил своим сверхвиртуозным исполнением транскрипции знаменитого 24 каприса Паганини, которому предшествовала не менее яркая и экспрессивная Соната Томаса Медсена. Ее же сыграл во втором туре немецкий тубист Даниэль Барт. Великолепен был в его темпераментном исполнении подвижный джазовый финал сонаты, в котором отчётливо прослеживались интонации блюза.
Среди тромбонистов, прошедших во второй тур, было пятеро музыкантов из США, Великобритании, Италии и России. Обязательными сочинениями второго тура были концерт для альт-тромбона Леопольда Моцарта и сюита на темы из оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» в аранжировке для тромбона и фортепиано шведского тромбониста и дирижера Кристиана Линдберга. Темы из оперы мастерски были им сплетены в один небольшой цикл.
В каждом из конкурсных исполнений сюиты можно было проследить исключительно индивидуальный подход тромбонистов к пониманию и интерпретации музыки Чайковского. У Алексея Лобикова он оказался страстным и мечтательным, у итальянца Питера Стейнера сдержанным, местами даже академичным, у американцев Келтона Коха и Джона Ромеро экспансивным, а у британца Майкла Бьюкенена несколько подвижным и театральным. Во втором туре тромбонистам также предстояло исполнить пьесы современных композиторов «Баста» Фолька Рабе и «Keren» Яниса Ксенакиса.
Обе композиции, длящиеся всего лишь несколько минут, напоминали воображаемый инструментальный театр. Отважно вступая в диалог с инструментом, каждый из конкурсантов начинал лихо экспериментировать со звуком, подтверждая своей виртуозной игрой ясное понимание музыки, которую исполняли.
Из трубачей, допущенных к полуфиналу, остались музыканты из Нидерландов, США, Казахстана и Тайвани.
Первым в четверке выступил голландец Флорис Онстведер. Открывший его выступление концерт для трубы с оркестром Иоганна Фридриха Фаша (обязательного сочинения конкурсной программы второго тура) поразил своим изысканным барочным орнаментом. Флорис, как и все участники исполнял концерт Фаша на трубе-пикколо с ее лучезарным тембром и звонкостью. Конкурсное соло бельгийского композитора Тео Шарлье Онстведер сыграл весьма импозантно, широко используя палитру красок трубы. Единственным в программе второго тура стал концерт для трубы Александры Пахмутовой, проникнутый песенными интонациями и национальным фольклором. Эту музыку Флорис Онстведер очень хорошо прочувствовал и темпераментно исполнил. Хоу Чуан-ан из Тайвани начал свое выступление концертом ре мажор Леопольда Моцарта, сыгранным легко и непринужденно. Не менее харизматичными и увлекательными стали трактовки Чуан-ана первой части Концерта для трубы Владимира Пескина и Конкурсного соло Тео Шарлье.
Жасулан Абдыкалыков из Казахстана открыл вечерний блок выступлений
исполнением концерта Леопольда Моцарта. Звонкий тембр трубы-пикколо, ясность штрихов и деталей вернули это замечательное сочинение в контекст исторической эпохи, когда оно было создано. Прозвучавшие затем в исполнении казаха конкурсное соло Тео Шарлье и первая часть концерта Владимира Пескина также отличались глубиной трактовки и ясностью замысла.
Конкурсные баталии второго тура завершились феноменальным выступлением американца Анселя Норриса, которого публика необычайно тепло приветствовала на сцене. Интеллектуально прочувствованному Анселем концерту Иоганна Фридриха Фаша контрастировала первая часть Концерта для трубы Владимира Пескина. Эту музыку Норрис также прекрасно осмыслил и донес до слушателя, подчеркивая своей игрой экспрессивные интонации сочинения. И, наконец, поразительной оказалась его трактовка Конкурсного соло Тео Шарлье, в котором романтическая игра музыканта была полна оттенков и вдохновения.

Известный российский трубач Сергей Накаряков, участвующий в составе жюри конкурса Чайковского, высказал свой взгляд на это беспрецедентное в истории музыкальной жизни России событие международного масштаба.

Сергей Накаряков: «Мы открыли для себя массу талантливых исполнителей. Конечно, это конкурс, состязание нервов. Некоторые ребята неизбежно теряются на сцене из-за какого-то внезапного стресса, а у кого-то нервы покрепче. Таким образом, эта далеко не та же самая атмосфера, какая царит на международных музыкальных фестивалях. И все-таки, для молодежи опыт участия в подобном событии поистине бесценен! То, что номинация “медные духовые” обрела свою жизнь на конкурсе, вызвала многочисленный резонанс в музыкальной среде. Здорово, что события обширной конкурсной программы интернет-канал medici.tv освещает в полном объеме, аудитория просто немыслимая – миллионы просмотров трансляций событий! Уже сейчас становится понятно, какие организационные детали могли бы быть лучше, есть идеи несколько усовершенствовать правила в номинации “медные духовые”, что именно, пока еще не могу говорить. Одно только понято. Медные духовые в меньшей степени популярные, чем фортепиано или струнные. Так что какие-то произведения конкурсной программы, включая музыку композиторов XX – XXI веков, аудитория, которой немало собралось в зале Капеллы, могла услышать и впервые. В выборе репертуара конкурсных туров у меня тоже есть вопросы. С чем-то я согласен, с чем-то нет, но, в любом случае, мы работаем с тем музыкальным материалом, который имеем».

Ближе к полуночи блистательная команда жюри, которой довелось почти двенадцать часов заседать и слушать конкурсные выступления, огласила список солистов, которые стали допущены к финальному туру.
Девять конкурсантов: Юн Женг, Алексей Лобиков, Жасулан Абдыкалыков, Энрике Коста Сантос, Хаери Ю, Феликс Дерво, Федор Шагов, Питер Стейнер и Ансель Норрис 27 июня выступят в третьем туре на сцене Концертного зала Мариинского театра в сопровождении оркестра театра под управлением Арсения Шуплякова.

Благосклонное к конкурсантам жюри приняло единогласное решение присуждения специального приза «лучшим участникам II тура, но не прошедшим в III тур». Ими стали Даниэль Барт (туба, Германия) и Келтон Кох (тромбон, США). «Лучшим концертмейстером» по специальности «медные духовые инструменты» были признаны Ксения Гиндина и Маргарита Глухова.

Сергей Давыдченко: <br>Конкурс – это огромное напряжение сил Конкурс Чайковского

Сергей Давыдченко:
Конкурс – это огромное напряжение сил

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста Конкурс Чайковского

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда Конкурс Чайковского

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда

Вокальная перезагрузка Конкурс Чайковского

Вокальная перезагрузка

В номинации «Сольное пение» Конкурса имени Чайковского подвели итоги