Один из сложнейших этюдов Листа – его переложение финала Второго скрипичного концерта Паганини – оказался самым популярным среди конкурсантов. Что показывает их уровень подготовки и амбиции.
Видео отбор в этот раз проводили все члены жюри, причем за процессом следил «Росконцерт»: в их системе было видно, кто какую запись видел, а какую – еще нет, так что слушали придирчиво и это дало свои плоды. Уже первый день принес замечательные впечатления, а впереди еще два, и там много возможных фаворитов…
Сложность первого тура – в обязательном наборе «экзаменационных» пьес. Как будто снова в консерваторию поступать: и полифонию надо сыграть, и классическую сонату, и этюды, и непременного Чайковского, который не всем удается – ну очень нравный композитор.
Как ни странно, уверенней и стабильнее всего прозвучали прелюдии и фуги Баха из «Хорошо темперированного клавира». На втором месте – этюды, где в общем пока срывов не было. Пару помарок – да, у кого-то случались, но были и шикарные трактовки (об этом – дальше). По-разному – классические сонаты и пьесы Чайковского…
Лидером дневного заезда (напомним, что в этом году прослушивания в 10 утра упразднили и это правильно – организм артиста «спит» в такое время) стал Константин Емельянов (Россия). Осмысленная, отделанная во всех деталях интерпретация, стилистически выверенное каждое произведение. Бах был сыгран с интересной, с долей стилизации под клавесинный штрих, артикуляцией. В той же манере прозвучала и Соната ре мажор Гайдна, как бы подчеркивая близость предыдущей барочной эпохе, но с галантными реверансами. Особо отмечу очень одухотворенное исполнение пьес Чайковского. Пианисту удалось преодолеть повторность, заложенную в мышлении композитора, и драматургически выстроить каждую пьесу – балладный Романс, ярмарочный «Характерный танец» и меланхоличный, истаивающий в грусти Ноктюрн. Виртуозный блок этюдов тоже был на высоте – ажурный «хроматический» этюд Шопена (соч.10 №2), ля-минорный Этюд-картина Рахманинова (соч. 39, №6) и та самая «Кампанелла» Листа. Константин выбрал рояль фирмы «Yamaha», который послужил ему верой и правдой. Участник №1, Се Мин из Китая, отдал предпочтение «Fazioli», а следующий за ним У Ючун проявил патриотизм и продемонстрировал достойные игровые качества национального бренда – рояля «Yangtze River».
Вечернее прослушивание открыл Дмитрий Шишкин (Россия), ровно и уверенно отыгравший свою программу. Ему удались и «Аврора» (Соната №21, соч.53) Бетховена, и этюды. Интересный, умеющий заставить себя слушать музыкант, хотя стилистическое разнообразие только украсило бы его игру. Более тонким и чутким к нюансам оказался Артем Ясинский (Украина): его «Аппассионата» (Соната №23, соч. 57) Бетховена не стала иллюстрацией слов вождя о «бешеной, нечеловеческой музыке». Как раз человечностью, богатством фразировки и туше пианист подкупил зал, искренне аплодировавший ему.
А вот у Арсения Муна, представляющего Санкт-Петербургскую школу, «Аппассионата» была сыграна «широким мазком», без особых деталей и учета авторских акцентов, вилочек и прочих нюансов. К тому же пианист слегка увлекается педализацией, романтизируя Бетховена. Его программа, включавшая также «Думку» Чайковского, этюд №1, соч.10 Шопена, фа-диез минорный Этюд-картину Рахманинова и вновь «Кампанеллу», оставила ощущение одной большой, громкой, виртуозной пьесы. Посмотрим, что скажет в конце первого тура жюри…