Среди открытий XVI Международного конкурса имени Чайковского – безусловно 25-летний пианист Константин Емельянов. Аспирант Московской консерватории, стажировавшийся в Фортепианной академии имени Рахманинова в Катании, в Италии, он имеет за плечами солидный конкурсный опыт. Константин – лауреат Международного конкурса памяти Владимира Горовица (2012), фортепианных состязаний в Вероне (2017), в Китае (2017). Победитель III Всероссийского музыкального конкурса (2018). На XVI Международном конкурсе имени Чайковского Константин Емельянов привлек внимание умно составленной программой, нешаблонным выбором произведений и гармоничностью интерпретаций, в которых техническая стабильность сочеталась с открытостью эмоций, темперамент был обуздан мыслью, а интуитивное ощущение стиля позволило в каждом произведении найти «золотую середину» между своим видением и авторской волей.
Сразу после объявления результатов второго тура Евгения Кривицкая (ЕК) попросила Константина Емельянова (КЕ) поделиться впечатлениями, рассказать, зачем он взял Сонату Барбера, и как правильно готовиться к выходу на сцену.
ЕК Константин, вы попали в число счастливчиков-финалистов, поздравляю! Отыграв первым во втором туре – томительно, наверное, было ждать объявления результатов?
КЕ Я весь день занимался…
ЕК Вы, даже не будучи уверенным, что пройдете, готовились к выступлению с оркестром?
КЕ Думаю все, кто отыграл, готовились. Как показывает практика, никогда не знаешь, как сложится судьба. Иногда кажется, что выступил вроде бы удачно, но не проходишь в следующий тур. А бывает наоборот: оцениваешь свою игру низко, а тебя пропускают дальше.
ЕК Вы довольны своим выступлением во втором туре?
КЕ Я не буду разбирать сейчас технологические моменты – всегда есть, за что себя поругать. Но в целом я доволен самим процессом, потому что и в первом, и во втором турах я получил удовольствие от игры на сцене Большого зала консерватории, от поддержки публики. Я переполнен эмоциями, это невероятный опыт.
ЕК Один из участников признался, что когда вышел на сцену, то сразу увидел пронизывающий взгляд Дениса Мацуева. А вы обращаете внимание на жюри, на публику?
КЕ Стараюсь не смотреть на жюри, и даже в зал, или делаю это не сфокусировано – как советуют, ищу глазами табличку «выход» или что-то в этом роде. Потом, когда завершаешь игру, на поклонах невольно встречаешься глазами с какими-то людьми, иногда узнаешь знакомых.
Перед выходом на сцену БЗК
ЕК В вашей программе была редчайшая для российской афиши Соната американского композитора Сэмюеля Барбера. Что побудило вас выбрать незнакомое и, честно говоря, головоломное произведение?
КЕ Меня пригласили на фестиваль в Геную, в Италии. Он назывался «Великие сонаты двадцатого века». Я взял Седьмую сонату Прокофьева, а организаторы еще предложили на выбор выучить или Барбера, или Айвза. Так появилась в моем репертуаре это произведение.
ЕК Что вы играете в финале?
КЕ Традиционный набор: Первый Чайковского и Третий Прокофьева.
ЕК Ну, не совсем традиционный, если вспомнить, что стандартная комбинация включает вместес с Чайковским Второй или Третий концерты Рахманинова.
КЕ Ну, все равно – Прокофьев относится к конкурсным «хитам».
ЕК Наверное, они у вас обыграны?
ЕК Да, и в финале Всероссийского конкурса у меня был Третий Прокофьева.
ЕК Вы с ним выиграли этот конкурс. То есть, это некий талисман для вас?
КЕ Нет. Тут исходишь из соображений, чтобы хватило сил на финал. Потому что первые два тура с разной сольной программой очень выматывающие, и надо рассчитать дистанцию. Кроме того, я старался подобрать концерты, контрастные по образной сфере.
ЕК А как вы готовитесь к таким ответственным выступлениям? У вас есть правило, что делать в день концерта?
КЕ Стараюсь, если есть возможность перед выступлением поспать. Тогда удается саккумулировать энергию. Наверное, это главное для меня.