Далеко не всегда коллективы участвуют со своими худруками и частенько случалось, что отсутствие четкой и доброжелательной коммуникации «подрезало» конкурсантов на финишной прямой – музыканты выступали не так ярко и уверенно, как могли бы, и в результате получали более низкие призовые места.
В 2007 году виолончелист Сергей Антонов был вынужден после первой репетиции с БСО имени Чайковского и дирижером Эдуардом Серовым потребовать разрешения заменить одно из сочинений в программе. Вместо Концерта-симфонии Прокофьева, которую оркестр и дирижер оказались не готовы сыграть, Антонов исполнил Концерт Дворжака, экстренно повторив его за два дня. Риск оправдал себя, и Сергей завоевал тогда первую премию. Всем памятна история 2011 года, с виолончелистом Нареком Ахназаряном, когда в результате некорректного общения с ним на репетиции Марк Горенштейн, тогдашний художественный руководитель и главный дирижер Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова лишился своего поста.
В общем, как говорил Кирилл Кондрашин, аккомпанировавший на Первом конкурсе Чайковского Вану Клиберну, «аккомпанемент – это не игра в пятнашки».
В этот раз Оргкомитет предложил следующие коллективы. В Москве с пианистами по-прежнему остается Госоркестр России, со своим главным приглашенным дирижером Василием Петренко за пультом.
Василий Петренко: Ноты – лишь абстрактные символы. То, что за ними, – гораздо важнее
Скрипачам также традиционно аккомпанирует АСО Московской филармонии вместе с худруком и главным дирижером Юрием Симоновым.
В Санкт-Петербурге вместе с виолончелистами будет Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Николай Алексеев. Оркестр Мариинского театра и его дирижеры участвуют в финальных прослушиваниях в целых трех номинациях: вокалистов сопровождает Михаил Сенькевич, деревянные духовые – Кристиан Кнапп и медные – Арсений Шупляков.