После того, как еще десять участников спели конкурсные программы, стало ясно: «Большая четверка» расширяется, но всего лишь до «могучей кучки»…
Значительным открытием стало выступление Миграна Агаджаняна, во втором туре уже мало кто сомневался – перед нами мыслящий и думающий певец с понятием о культуре звука и на высоком уровне владеющий техникой. Думается, что секрет здесь отчасти в его втором образовании: симфоническое дирижирование.
В 2015 году Мигран Агаджанян получил вторую премию на «Опералии», после чего певцам принимать участие где-то еще нередко становится уже бессмысленно. Конкурс Пласидо Доминго открыл для Миграна возможность учиться в молодежной программе Лос-Анджелесской оперы, затем стажироваться в Мете и в Чикаго, но, к сожалению, не обеспечил старт международной карьеры. Будем надеяться, что Конкурс Чайковского сможет сыграть эту судьбоносную роль.
Кстати, надо отдать должное тонкому стилистическому чутью Агаджаняна, великолепно исполнившего армянскую зарисовку «Крунк», потому что многих участников «подводила под монастырь» именно песня на родном языке. Например, у Гамида Абдулова вся программа, составленная из музыки Чайковского, Малера, Гуно и Баневича, прозвучала как одна большая азербайджанская песня.
Звездой Конкурса Чайковского, несомненно, нужно назвать и Марию Баракову. Артистке Молодежной оперной программы Большого театра всего 21 год, её меццо-сопрано уже и сейчас звучит убедительно, но одновременно – это огромная заявка на блестящее будущее. Пожалуй, идеальный конкурсный случай.
Мария Баракова представила репертуар, адекватный своему голосу, который педагоги Молодежной программы явно берегут и аккуратно развивают: чуть броское вибрато певица умело сдерживает и направляет на пользу создаваемым образам, низкие ноты ставит позиционно правильно и без усугубления «тембровых эффектов». Её способность к драматургическому мышлению нагляднее всего оценить можно было в двух номерах: «Песнь цыганки» Чайковского и в «Песне ведьм» Мендельсона. Ровность голоса во всех регистрах, его прекрасную гибкость подчеркнула ария Сметона из оперы Доницетти «Анна Болейн».
Конечно же, Мигран и Мария прошли в финал Конкурса, а из «Большой четверки» не повезло только Джил Бьонг Мину. Мария Мотолыгина, Ким Гихун и Александрос Ставракакис – споют финальный тур с оркестром.
К сожалению, концепцию «Могучей кучки» жюри дискредитировало: в финал пропущены девять участников, что само по себе нонсенс, по правилам их должно было быть восемь (четыре женских голоса и четыре мужских). Список «расширили» – Айгуль Хисматуллина, Оксана Майорова, Анхбаяр Энхболд и Ангелина Ахмедова.
Речь об Айгуль Хисматуллиной уже шла в статье по итогам первого дня. Оксана Майорова обладает неплохим голосом, но пока еще недостаточно выстроенным по диапазону, ей явно не хватает технической оснащенности: в «Песне ведьм» Мендельсона она форсировала верхние ноты, в русской народной песне «Цветики цвели» обнаружились проблемы с дикцией, а самое обидное – еще и сип.
Монгольский баритон Анхбаяр Энхболд, предположим, первый и второй тур пел, будучи больным. Но даже с художественной точки зрения ему удаются лишь малые формы: романсы. Ангелина Ахмедова из финалистов среди женских голосов оказалась не самым сильным звеном. Природные качества её голоса довольно скудные, при этом поет она бесконтрольно, «качает» и даже допускает фальшь.
27 июня все девять участников споют по две арии на сцене Мариинки-2 с оркестром под управлением Михаила Синькевича. Если делать предположения, то победы, которая не будет нуждаться в комментариях, достойны Мигран Агаджанян, Мария Мотолыгина и Мария Баракова.