Девять конкурсантов, прошедших в финальный тур, выступили вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Арсения Шуплякова.
Еще утром публика стала активно собираться у входа в зал, каждый болел за своего фаворита, переживаний и надежд было просто не счесть! Жюри пропустило в финал конкурса истинных виртуозов, необычайно ярких индивидуальностей.
Утреннюю серию финальных прослушиваний открыл валторнист Юн Женг. Нежная кантилена, мягкий обволакивающий звук юноши из Поднебесной в Анданте кантабиле из Струнного квартета № 1 Петра Ильича Чайковского окаймлял бархатистый аккомпанемент струнной группы Мариинского оркестра. Немало выразительных красок и переживаний добавила незаурядная трактовка Юна Концерта для валторны с оркестром Рейнгольда Глиэра. Первую часть, проникнутую маршевыми ритмами, Женг сыграл довольно броско и энергично. В сложнейшей каденции Валерия Полеха, которому Глиэр и посвятил свой концерт, Женг сноровисто справлялся с головокружительными пассажами. В лирико-созерцательной второй части романсового склада певучий тембр валторны Юна Женга заставил вспомнить эпизоды медленных частей симфоний и инструментальных концертов Чайковского. В стремительном финале, написанном в духе Римского-Корсакова, партия валторны также изобилует чередой виртуозных тем. Женг старался непринужденно вести диалог с оркестром.
Это же произведение в финальном туре исполнили кореянка Хаери Ю и Феликс Дерво (Франция). В отличие от прилежной, местами даже посредственной игры Хаери, у Феликса сложился почти идеальный альянс с оркестром. Осмысленная глубокая игра французского музыканта, гибкая фразировка и яркое самообладание придали концерту Глиэра немало свежих красок.
Тромбонист Алексей Лобиков открыл свое выступление сюитой из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» (транскрипция для тромбона с оркестром Вячеслава Круглика). Тромбон Алексея звучал деликатно и мягко, сплетаясь в ажурном кружеве музыкальной ткани аккомпанирующего оркестра. Способность солиста мгновенно переключаться в другую стилистику подтвердила прозвучавшая затем музыка итальянского композитора Нино Рота. Экспрессивной первой части противостояла вторая с ее сумрачным колоритом. Этот сокровенный инструментальный ноктюрн, перекликающийся по интонациям со знаменитыми темами киномузыки Рота, Алексей исполнил необычайно искренно, растворяясь в звуковых микстах оркестрового сопровождения.
Стремительная токката финала, символизирующая бег времени, очень кинематографична. Алексей интуитивно прочувствовал стихию этой музыки. Музыканта горячо приветствовала публика, равно как и на всех предыдущих конкурсных турах. Ту же самую программу представил итальянский тромбонист Питер Стейнер. Его исполнению сюиты из «Евгения Онегина» Чайковского не хватало теплоты и внутреннего созерцания. Его игра оказалась несколько отстраненной, зато эффектно исполненный затем концерт Нино Рота подтвердил, что родную музыку совершенно невозможно исполнить иначе. Кому, как не итальянцу знакомы среда и атмосфера той страны, в которой Нино Рота создавал свои потрясающие произведения!
Прошедшие в финал конкурса два чрезвычайно одаренных тубиста россиянин Федор Шагов и его португальский коллега Энрике Санта-Коста, очень разные по натуре и характеру музыканты, в очередной раз продемонстрировали свое высочайшее исполнительское мастерство. Интеллектуальное исполнение Федора Шагова анданте кантабиле для тубы и струнных (транскрипция М. Сантоса второй части струнного квартета № 1 Петра Ильича Чайковского) отличали особая гибкость и широта мысли. У Энрике Санта Косты темп исполнения был чуть живее, и все же его сокровенный звук и сценическое обаяние воодушевили публику. Достойно справились оба музыканта с техническими сложностями концерта для тубы с оркестром армянского композитора Александра Арутюняна.
Трубачи Жасулан Абдыкалыков из Казахстана и американец Ансель Норрис в программе финального тура начали свое выступление с транскрипции арии Ленского из оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского. Оба исполнения оказались задушевны по своей лирике и наполненности чувств.
В антологии отечественных концертов для трубы с оркестром, созданных композиторами XX – XXI столетий, особое место занимают сочинения Мечислава Вайнберга и Родиона Щедрина. Каждый из композиторов со своим сугубо индивидуальным стилем письма, оригинальностью языка по-своему слышал тембр и технические возможности трубы.
В сопровождении симфонического оркестра Мариинского театра Жасулан Абдыкалыков исполнил концерт для трубы Мечислава Вайнберга. Субъективный, в чем-то даже афористичный характер музыки концерта напомнил страницы сочинений Дмитрия Шостаковича. Игра Жасулана не везде отличалась стабильностью, между тем молодой трубач все время находился в поиске звука, старательно ведя диалог с оркестром. Опытный Ансель Норрис, в репертуаре которого не один десяток сочинений для трубы самых разных композиторов, представил в финале конкурса свое искрометное прочтение сложнейшего концерта для трубы с оркестром Родиона Щедрина. Ансель темпераментно вжился в образную драматургию сочинения, подчеркнуто демонстрируя мощную амплитуду звучания и ритмические контуры тем концерта. Особой похвалы заслужила яркая выразительная игра симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Арсения Шуплякова. Умение достойно вести аккомпанемент, слушать и чувствовать каждого из солистов, задача далеко не из лёгких. И в этом несомненная заслуга дирижера, также являющимся еще и солистом Мариинского оркестра!
Долгожданные результаты объявления лауреатов конкурса в номинации «Медные духовые инструменты» стали известны только после полуночи.
Решение жюри сложилось вполне объективным! Каждому из экспертов непросто пришлось распределить награды, максимально оценивая каждого из участников этого масштабного состязания.
Йен Боусфилд, председатель жюри: «Я не думал, что когда-либо встречусь с такой дружной командой членов жюри, готовой всегда оказать помощь в этом непростом деле. Прежде всего, слова благодарности хотел бы адресовать тому человеку, который был инициатором этой безумной, на первый взгляд, идеи включить в состав конкурса Чайковского специальность “медные духовые”, а именно Валерию Абисаловичу Гергиеву. Я хочу также поблагодарить организационный комитет этого конкурса за то, что они воплотили идею в жизнь. Это действительно было удивительное и напряженное время для нас, членов жюри, и, конечно же, для участников, но, каким-то удивительным образом у нас всё получилось. В эти дни мы были свидетелями изумительного виртуозного исполнения, потрясающей техники и поистине трогательных моментов. Мы наблюдали все это время за талантливыми музыкантами. Для нас было огромной привилегией видеть их развитие и раскрывать талант каждого из них».
Итак, лауреатами I премии и золотой медали стали двое музыкантов: Юн Женг (Китай, валторна) и Алексей Лобиков (Россия, тромбон). II премии и серебряной медали заслуженно удостоился Фёдор Шагов (Россия, туба). III премию и бронзовую медаль получил Феликс Дерво (Франция, валторна). IV премию и диплом вручили Энрике Сантосу Коста (Португалия, туба). V премии и диплома удостоен Ансель Норрис (США, труба). VI премия и диплом вручены Питеру Стейнеру (Италия, тромбон) и, наконец, обладателями VII и VIII премий и дипломов стали: Хаери Ю (Республика Корея, валторна) и Жасулан Абдыкалыков (Казахстан, труба).
Церемония награждения лауреатов XVI Международного конкурса имени Чайковского по всем конкурсным специальностям состоялась сегодня днем в Доме Пашкова в Москве. Обладатель Гран-при конкурса будет объявлен завтра на вечернем гала-концерте лауреатов в Мариинском-2 в Санкт-Петербурге.