Мы прозвали его инопланетянином и вполне резонно. Скрипач-левша (!) «подковал» произведения высшей виртуозной сложности. После финального выступления с оркестром первым делом поспешил в артистическую за нотами, чтобы внести туда некоторые пометки. Со стороны закрытый, но в общении обаятельный человек, который за время конкурса завоевал немало симпатий. Извинился, что во время интервью всегда волнуется. Но, странное дело, тут же волноваться начал интервьюер. Одним словом, Екатерине Шелухиной (ЕШ) довелось задать несколько вопросов Милану Аль-Ашабу (МА), а при расставании убедиться, что у него очень крепкое рукопожатие.
ЕШ Милан, пожалуйста, развейте наши сомнения: вы не с другой планеты? Расскажите о вашей семье и происхождении фамилии.
МА Моя мама родом из Чехии, а папа – палестинец, поэтому у моей фамилии арабские корни. Я даже родился в Палестине, но вскоре родители расстались, и мы с мамой переехали в Чехию. Должен сказать, что у меня очень хорошие взаимоотношения с отцом, мы видимся не реже двух раз в год. Сам я довольно часто бываю в Палестине.
ЕШ Вы уже успели дать моим коллегам интервью и рассказали, что любите группу «Black Sabbath», неужели правда?
МА Да, мне нравится немало групп, которые играют музыку на границе рока и хеви-метал. «Black Sabbath» супер!
ЕШ А книги?
МА Честно говоря, на чтение остается не много времени. Из любимых назову «Цитадель» Антуана де Сент-Экзюпери. Но для отдыха все-таки предпочитаю шахматы.
ЕШ Расскажите о вашей скрипке.
МА С радостью! Она вам понравилась? Это инструмент Франческо Гобетти, замечательного венецианского мастера. Сделана скрипка в 1710 году, но многого я рассказать не смогу, потому что играю на ней только пять месяцев.
ЕШ Скрипка предоставлена вам специально для конкурса?
МА Нет, просто у меня контракт со швейцарским фондом. Понимаете, проблема в том, что моя собственная скрипка не соответствует международному уровню, поэтому мне приходится все время арендовать инструменты. Например, до этого я играл на нескольких скрипках знаменитого венгерского мастера Самюэля Нэмесшани.
ЕШ Что бы вы сказали о работе с оркестром Московской филармонии и маэстро Симоновым?
МА Очень хотелось, чтобы у нас было больше времени, тогда бы мы узнали особенности друг друга. Но, конечно, это выдающийся оркестр и выдающийся дирижер, выступить с которыми – удовольствие.
ЕШ Большинство конкурсантов исполнило в концертах Моцарта собственные каденции, а вы?
МА Играл каденцию Леопольда Ауэра.
ЕШ Не сочиняете музыку?
МА Нет-нет, я чудовищный композитор.
ЕШ Но ваши интерпретации похожи на сотворчество. Сколько в них чистого расчета, а сколько стихийного вдохновения?
МА Думаю, пятьдесят на пятьдесят. Что-то заготовлено заранее, но в некоторых тактах не импровизация, а я бы сказал, спонтанная игра. Мой кумир – Иври Гитлис. Одну и ту же музыку он всегда исполняет по-разному. Этот стиль мне очень близок, поэтому я доверяю своему внутреннему чувству и привношу в игру спонтанные решения.
ЕШ А что значит для вас время в музыке, и какова роль паузы?
МА Да, паузы очень важны, мы должны быть внимательны к ним. Признаюсь, что они – моя слабость. Если не выдержать паузу, создается впечатление, что играешь слишком нервно. Когда исполняешь произведение, то рассказываешь историю, и паузы включены в нее как некоторые дополнительные смыслы. Они участвуют в создании целого. Пауза это нечто абстрактное и нечто мистическое. Пауза это секрет, который усиливает напряжение музыки.