В прошлом году мы констатировали, что находимся в зоне турбулентности. В этом году общество как-то свыклось с ситуацией, что надо ходить в масках и предъявлять QR-коды, и люди пытаются активно действовать в новой реальности. Конечно, новые волны пандемии накатывают, но теперь, помня о том, что нет ничего постоянного, чем временное, мы все же строим планы и готовы их выполнять. Хотя год был насыщен событиями, но ярких пиков не было, и сделать выбор оказалось нелегко: то, что раньше считалось обыденностью, спокойными буднями, теперь приравнялось к геройскому подвигу. Тем не менее мы предлагаем вниманию наш рейтинг и оценку итогов года.
Есть в нашем артистическом мире люди, которые заботятся не только о своей славе, достатке, движении по карьерной лестнице, но считают своим долгом отдать свой талант и авторитет на благо общества. «[Чтобы] не только “мне было хорошо”, а чтобы было на перспективу, на пользу людям, своему городу, родной стране. В этом и есть самый простой и правильный патриотизм», – написала на своей странице в Фейсбуке (организация, деятельность которой запрещена в РФ) заслуженная артистка России, пианистка, педагог Екатерина Мечетина. Ее теория «малых дел» обернулась в 2021 году большим завоеванием в нашем детском образовании. В марте Госдума одобрила законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”», в котором признали необходимым существование «детской школы искусств», «детской музыкальной школы», «детской хоровой школы» и так далее по всем видам искусств. Огромная роль в том, что эту систему удалось отстоять и узаконить, принадлежит Екатерине Мечетиной, и неслучайно полстраны поздравило ее в соцсетях как с личной победой.
Творческими событиями ее год был также очень насыщен: на «Мелодии» вышел сольный альбом, где она записала Первый фортепианный концерт Равеля и Концерт Гершвина с Красноярским академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Ланде. Это тоже своего рода жест – поддержать и поднять статус регионального оркестра. На радио «Орфей» стартовали две авторские программы – «Дневник пианистки» и «Музыкальная азбука», наша героиня участвовала в работе летней Русской национальной творческой школы Виктора Маевского, провела два серьезных авторских фестиваля – в Сургуте («Зеленый шум») и в Нижнекамске («Притяжение Музыки»). Выступила в амплуа ведущей и члена жюри премии «Чистый звук». Так что слова из культового советского фильма – «красавица, спортсменка, комсомолка» – это про нее.
Концерты Теодора Курентзиса в «Зарядье» показали, как зал, его конфигурация, технические возможности (или отсутствие таковых) могут и, по идее, должны рождать идею и формат программы. До сих пор концерты-спектакли были уделом камерных ансамблей, но вот musicAeterna доказала, что способна прекрасно играть и при этом выполнять внемузыкальные действия по мизансцене. Весь концерт был построен как мистерия, призванная заворожить, увлечь, зачаровать и, в конце концов, по-хорошему шокировать. Все прозвучавшие сочинения абсолютно сработали на этот замысел: цикл «Древние голоса детей» Дж. Крама, Псалом для струнных А. Пярта, «…два чувства» Лахенмана, Чакона Г. Пёрселла, «Песнь невесты» А. Ретинского. Апогеем театральности стала Battalia Бибера, где струнники «наскакивали» друг на друга, а барабанщики-тамбурмажоры дефилировали по сцене навстречу друг другу. «Что за мешанина стилей?» – спросите вы. И будете неправы, потому что дирижер тонко нащупал точки пересечений через столетия, убедительно показав, как остинатность Чаконы Пёрселла переосмыслилась в минимализм Пярта. Когда мы спросили директора «Зарядья» Ольгу Жукову, что она думает по поводу концерта-бродилки музыкантов и инструментального театра, который устроил Курентзис в марте 2021 года, то она ответила так: «Я рада, что он использует мощности нашей площадки. Такое редко случается – тут надо придумать концепцию, “поиграть” с возможностями зала-трансформера. Теодор убрал сцену, разделил пространство на три зоны, сделав необычное расположение музыкантов оркестра… Я – за необычные пространственные решения, но не все готовы к поискам: гораздо проще просто посадить оркестр и сыграть симфонию».
Наверное, самые яростные споры в нынешнем году вызвала премьера оперы Ж. Бизе «Кармен». Поставил ее в Пермском театре оперы и балета режиссер Константин Богомолов вместе с дирижером Филиппом Чижевским. Хасидские пляски на музыку Марша Тореадора, гигиенический тампон вместо розы, трансформация образа Кармен из испанской цыганки в одесскую воровку Соньку Золотую Ручку, а Хозе – в русского солдата Хазова. В общем, долой Бизе и Мериме с корабля истории. Мнения при этом разделились полярно. Процитируем выдержки из нашей рубрики Critic’s chat: «Ничего апокалиптического в Перми не произошло. Работа Богомолова просто объявляет, что так тоже можно <…>. Он возвращает нас из музея, из кино, из храма (в какие еще одежды нынче рядится опера?) в живой театр, вызывающий неожиданные, возможно, грубые, но очень непосредственные реакции. Делает это Богомолов виртуозно. Да, он не церемонится с партитурой, режет ее, вставляет туда инородные элементы и забирает всю власть над музыкальным временем в свои руки», – считает Екатерина Бирюкова. «Большая провокация» – такова оценка Ларисы Барыкиной. «По сути, мы имеем дело не с интерпретацией известного музыкального шедевра, а с авторским продуктом, по жанру скорее соответствующим театральному капустнику, нежели “опера-комик”», – говорит Г. Ковалевский.
Режиссер порезвился от души: «То, что либеральный лагерь так бомбануло, значит, что мой манифест прав», – заявил на телеканале «Дождь» Константин Богомолов (ООО «Телеканал „Дождь”» включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента). А мы, пожалуй, скажем, что кое-кто тут решил устроить хайп – то есть надувательство публики, втирая в сознание, что только так и надо теперь обходиться с классикой. Да, об этом спектакле какое-то время говорили, но разве эта премьера что-то принципиально изменила в нашем театре, разве она стала неким Рубиконом, после которого мы уже не можем жить и творить, как прежде? Положа руку на сердце, мы ответим отрицательно (в отличие, к примеру, от спектаклей Дмитрия Чернякова). «Кармен» – это не точка отсчета, а такой трюк, который и не должен оцениваться в категориях оперной режиссуры. «Я не ставил оперу, которая является буржуазным искусством, а делал спектакль», – сам признался Константин Богомолов. Как говорится, «спасибо, все свободны».
Если бы не Владимир Кехман, данную рубрику из наших итогов пришлось бы вычеркнуть: за минувший год больше никто так виртуозно не «раскручивал» мало-мальский инфоповод с назначением на должность директора театра до бесконечного потока будоражащих новостей.
В конце сентября неожиданно для всех Кехман возглавил МХАТ имени М. Горького, хотя смена власти там казалась предсказуемой, конечно. Осознавая темперамент руководителя Михайловского и Новосибирского оперных театров, многие думали, что МХАТ пополнит список его «владений», но все оказалось гораздо сложнее, хотя пока еще конкретики нет.
Кехман удивляет новостями последовательно. Вступив в должность, он демонстративно сорвал портрет худрука Эдуарда Боякова с «доски почета», затем со скандалом разорвал контракт с Ольгой Бузовой.
Официальная цель реформ – обеспечить триумфальное возвращение Татьяны Дорониной, «откатив» историю театра к моменту ее ухода. Правда, в обществе уже широко обсуждается возможность более глобальных перемен: есть «инсайд», что МХАТ имени М. Горького и МХТ имени А. П. Чехова планируют воссоединить.
Параллельно с внутренними процессами драматического театра Кехман, как опытный стратег, быстро развернул политику второго плана, понимая, что если идеи для следующих новостей будут выстроены лишь вокруг ремонта туалетов и фасада здания, то этим никого не удивишь. А удивлять нужно, завоеванная позиция ньюсмейкера дает главное для «проблемного» театра – повышенный интерес.
В интервью Forbes Владимир Абрамович обеспечил новостную кульминацию, заявив, что «МХАТ имени М. Горького станет музыкально-драматическим театром» и, кроме того, «окажется резиденцией для разных театров, для любого театра России, который хочет приехать в Москву». Вопросы о техническом механизме воплощения идей и сроках реализации проекта пока остаются без ответов – значит, главные новости еще впереди, интрига сохраняется.
В истории 2021 года останется несколько существенных кадровых перестановок, значение которых нам только предстоит осмыслить. Серией летних концертов в Московской филармонии Владимир Юровский завершил десятилетнее сотрудничество с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова и сложил полномочия в связи с назначением на пост музыкального руководителя Баварской оперы. Для дирижера-просветителя это новая ступень в карьере. Он никогда прежде не возглавлял музыкальный театр, поэтому можно с уверенностью сказать, что для Юровского открылись новые перспективы в сфере, которая с самого детства представляла для него огромный интерес. Первым же спектаклем – «Носом» Шостаковича – Юровский провозгласил курс на неизбитые названия и редкие партитуры. Второй важной работой в текущем сезоне для него станет опера Кшиштофа Пендерецкого «Дьяволы из Лудена». В одном из интервью новый Generalmusikdirektor заявил также о намерении поставить в Мюнхене в ближайшем будущем «Войну и мир» Прокофьева.
Что касается ГАСО, то этой осенью музыканты общим голосованием избрали Юровского «почетным дирижером» (общепринятый формат сотрудничества для западного музыкального сообщества и совершенно нетипичный случай в отечественной практике). В оркестре говорят, что десять лет назад, в первом же сезоне на посту художественного руководителя Юровский нанес сейсмический удар по традиционному репертуару, тем самым взорвав систему изнутри. Благодаря этому высвободилось пространство для актуальной музыки, без которой Владимир Михайлович не мыслит высококлассный европейский симфонический коллектив. В настоящее время на просторах российского исполнительского искусства довольно проблематично найти другой такой оркестр, обладающий столь гибким репертуарным потенциалом: ГАСО играет сочинения любых стилей и техник, что многократно подтверждалось участием оркестра в фестивале «Другое пространство». Но заслуга Юровского не только в расширении репертуарных горизонтов. Под его началом воспитанные в классических традициях музыканты научились мыслить шире, а столичные слушатели, покоренные не только отточенной, безукоризненной дирижерской техникой Юровского, но и его красноречием, кажется, перестали воспринимать музыку современников как своего рода голема.
Владимир Юровский объявлен почетным дирижером Госоркестра России
С сезона 2021/2022 у ГАСО новый рулевой – Василий Петренко. В творческом отношении его вряд ли можно назвать продолжателем дела Юровского. Петренко придерживается более традиционных взглядов, чем его предшественник, поэтому не исключено, что в фокусе оркестра вновь окажется классико-романтический репертуар. Впрочем, можно предположить, что 45-летний дирижер, подобно спортсмену-марафонцу, просто экономит силы, чтобы достойно пройти дистанцию.
Кадровые изменения коснулись и другого представителя знаменитой дирижерской династии: Дмитрий Юровский занял позицию руководителя Новосибирского театра оперы и балета. На протяжении шести лет, начиная с 2015 года, в этой должности работал Владимир Кехман. В октябре Министерство культуры приняло решение произвести очередную рокировку в столичном МХАТ имени Горького, куда Кехмана и перебросили. Юровский-младший видится в этом свете фигурой достаточно опытной – за его плечами огромное количество самых разнообразных постановок, в том числе в таких европейских театрах, как Фламандская опера, Льежская опера и берлинская Комише опер. О творческих планах Дмитрий Михайлович пока не распространяется, но всему свое время.
Ежегодно мы теряем людей, чье искусство становилось неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый год подсчитываем статистику, прогрессия цифр неумолимо растет, но слишком тяжело свыкнуться с мыслью, что мы живем в эпоху пика смены поколений.
В 2021 году не стало актеров Андрея Мягкова, Василия Ланового, Валерия Гаркалина, Нины Руслановой, режиссера Владимира Меньшова, композитора Людмилы Лядовой, певицы Бэлы Руденко, артиста Александра Градского, кинорежиссера Сергея Соловьева и многих других замечательных людей.
На западе ушли в мир иной такие музыкальные легенды, как выдающийся голландский дирижер Бернард Хайтинк, композитор-экспериментатор и звуковой художник Элвин Люсье, канадский композитор Рэймонд Мюррей Шейфер – эколог-акустик, популяризировавший термин «звуковой ландшафт». Не стало одного из ярчайших пианистов второй половины ХХ века Нельсона Фрейре, а также греческого композитора Микиса Теодоракиса, создавшего бессмертный саундтрек к фильму Какоянниса «Грек Зорба».
Список невосполнимых утрат, к сожалению, можно еще долго продолжать. Многим из выдающихся мастеров, ушедшим в этом году из жизни, «Музыкальная жизнь» посвятила отдельные материалы. Мы с уважением сохраняем память как основу будущей жизни.
Уходящий 2021 год принес невероятное количество интересных записей. Можно предположить, что охватившая все социальные сферы пандемия и ее неутешительные последствия дали мощный творческий толчок звукозаписывающим лейблам и самим артистам. Внезапно высвободившееся время музыканты использовали для добычи и последующей огранки «драгоценных камней» из собственного архива разрозненных звукозаписей, а также для поиска идеальных партнеров для музицирования в дуэте. Диск, который хотелось бы отметить особенно, как раз из последней категории.
В конце апреля на лейбле Erato появилась концертная запись одного из самых трагических произведений, написанных для голоса, – «Зимнего пути» Шуберта в исполнении американской меццо-сопрано Джойс ДиДонато и канадского дирижера и по совместительству пианиста Янника Незе-Сегена. Подобно Кристе Людвиг и Бригитте Фассбендер ДиДонато ступила на территорию мужского песенного репертуара, но изобрела собственную концепцию, в центре которой женский образ – неизвестная возлюбленная лирического героя. Сам же вокальный цикл превратился в дневник – артефакт неразделенной любви или, возможно, сосуд, вместивший в себя боль, страдание, отчаяние. У ДиДонато еще не так много опыта в исполнении немецких Lieder, но в новом для себя репертуаре она чувствует себя свободно: вместо привычной виртуозности – интимная исповедальность, вместо присущего театральным постановкам пафоса и позы – внутренний монолог. Певица вживается в каждую фразу, для каждой песни выбирает индивидуальный психологический рисунок. Это помогает ей избежать монотонности, а слушателю – проникнуться искренностью, с которой ДиДонато подошла к этому непростому материалу.
Недостатка в оркестровых записях в 2021-м тоже не было: из самых ярких, пожалуй, стоит отметить Седьмую симфонию Малера с Кириллом Петренко, «Альпийскую» симфонию Р. Штрауса в исполнении Владимира Юровского и его берлинского коллектива, The British Project Мирги Гражините-Тилы на Deutsche Grammophon, очередную бетховенскую запись Теодора Курентзиса и musicAeterna, работы Саймона Рэттла с Лондонским симфоническим оркестром, Plaisirs illuminés Патриции Копачинской и Соль Габетты. Среди оперных дисков в число лауреатов различных премий попадали «Кандид» Бернстайна с Марин Олсоп, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока в версии Сюзанны Мялкки и Хельсинкского филармонического оркестра, бетховенский «Фиделио» Марека Яновски.