Дримс без Жолдака События

Дримс без Жолдака

В Электротеатре Станиславский завершился музыкальный проект «Нонсенсорики Дримса»

«Дримс лежал голый на кровати и бормотал противоречивые строки, когда из двора на него вырвалась молодая драма любви со страшным криком: “Я б****?! Я б****?”» Экстравагантная поэма Бориса Юхананова «Нонсенсорики Дримса» получила оперную оболочку: по заказу Электротеатра Станиславский четыре российских композитора трудились над тетралогией об ангеле и поэте-отшельнике Дримсе.

Текст поэмы Юхананова – претенциозное пастиччо, в котором фантазмы автора сплелись с едкими размышлениями о смысле земной жизни, ценностях любви и религии. Здесь нет места «новой этике», досталось всем – евреям, обладателям акций и ценных бумаг и столь ненавистному Юхананову «Совку». По сюжету ангел Дримс пребывает семь дней на Земле в человеческом обличье, чтобы «проникнуться подлинной человечностью» и выяснить, достойны ли люди даров Создателя.

Жанр действа, предложенный Юханановым-режиссером в третьей опере тетралогии, напоминает адреналиновый сон Дримса. На сцене экран с бесконечным слайд-шоу, а певцы, музыканты и дирижер расположились перед экраном. По формату – что-то среднее между видеооперой и semi-stage спектаклем.

Вычурность и экзальтированность поэмы нашли отражение в кислотном визуальном решении слайдов (художник Степан Лукьянов, автор визуального контента – Андрей Безукладников). Кадры митингов и демонстраций сменяются изображениями, сгенерированными нейросетью, а документальные фотографии – коллажем с драконами. Тут и Киану Ривз с чашечкой кофе, и молодой Юхананов в образе гладиатора.

Затяжной стёб оперы не претендует на глубокий смысл, хотя по ходу дела возникают то отсылки к Торе, то повествование о Дримсе переходит в магический реализм в духе «Альтиста Данилова». Подобная «режиссура» вряд ли вызовет шок у зрителей, закаленных эстетикой Электротеатра – пятичастным оперным сериалом «Сверлийцы», новопроцессуальными проектами Юхананова «Золотой осел» и «Орфические игры».

Автор третьей оперы «Нонсенсорик» – композитор Владимир Горлинский – создал гибкую многослойную партитуру. Вокалисты N’Caged и Questa Musica вместе с инструменталистами Московского ансамбля современной музыки под управлением дирижера Филиппа Чижевского умело создавали тонкие ажурные звучания, но могли и «пожестить» – мимикрировали под бардовскую песню, мюзикл и даже панк-молебен. «Текст Бориса Юхананова свободно переключает стилистики, – говорит композитор. – Огромное количество намеков на разные источники. Сутью этого “скольжения”, как я почувствовал, является не сам факт отсылок, а создание свободного огромного мира, в котором текст дышит, где хочет. Без каких-то специальных синхронизаций я взял эту предпосылку как максиму для своей музыкальной работы. В конце концов, для себя этот опыт я связываю с эмоциями, которые испытываешь от аттракционов, в данном контексте – чувственных и ментальных».

Аттракцион удался: «Нонсенсорики» показали, как режиссерская безыдейность уничтожает талантливую музыку. Когда-то создатель Zholdak Dreams современный режиссер Андрий Жолдак советовал «отключать логику и плыть по течению ассоциаций». Но если в спектакле Zholdak Dreams концепция и художественное воплощение очевидны, то в проекте Бориса Юхананова эта максима не работает. Остался только Дримс, без Жолдака.

 

Он улетел и не обещал вернуться

Заключительный эпизод – Кирилла Широкова – создавал арку с первой частью. Если в опере Звездиной герой прилетал на Землю, то здесь он ее покидал. В отличие от энергетически заряженной музыки Белоусова и Горлинского, здесь звучание получилось максимально отстраненным и тихим. Композиторы не были знакомы с замыслами и произведениями друг друга, поэтому все совпадения или переклички возникали случайно.

Если в средних частях сериала Дримс постигал человеческие страсти, погружался в самые разные сферы – от религии до телесных удовольствий, – то в финале все земное стало для него неважным. Этот переход к абсолютной отрешенности начался еще в опере Горлинского, в заключительном инструментальном эпизоде, мерцающем и истаивающем. В финальной опере исчез верный спутник Дримса – Киану Ривз (почти что Вергилий), а общение с другими людьми стало как бы односторонним, например, в эпизоде разговора с водителем, где Дримс не отвечал ни на одну реплику, как будто бы слышал слова сквозь сон. Эффект дистанцированности от всего мирского создавался именно за счет музыки. Она застыла в нулевой точке (многое здесь строилось от ноты до) и лишь слегка поблескивала холодными звучностями. Основными движениями в инструментальном ансамбле стали скольжения смычков по струнным и ударным, а у духовых и аккордеона – дыхание. Партии певцов отличались лаконичностью и прозрачностью.

В опере Широкова хорошо считывался текст. Если в предыдущих эпизодах воспринимать его было сложно из-за лавинообразного повествования – сложных и насыщенных партий у инструменталистов и вокалистов, быстрой смены картинок на экране, рассинхронизации звучащих и транслируемых слов, – то здесь все прояснилось. Музыка находилась на грани слышимого и звучащего так, что случайно падавшие у зрителей вещи вызывали дикий грохот и на какие-то секунды выбивали из этого гипнотического состояния.

Важным элементом партитуры стала многоканальность: звуки ансамбля точечно выводились в колонки по периметру зала, что помогало убрать эффект четвертой стены между музыкантами и публикой. Удивительным по красоте эпизодом оперы получился хор, в котором певцы, почти что блаженные тени, произносили слова только на вдохе. Этот простой прием вызывал ощущение мистического, нечеловеческого звучания.

В спектакле проявился и элемент «новой процессуальности» Бориса Юхананова. В какой-то момент музыка остановилась, а исполнители после нарочито показательных жестов дирижера Филиппа Чижевского начали настраивать инструменты. Действие как будто бы сошло с колеи, но затем вернулось к прежнему призрачному движению.

В каждой из опер Дримс переживал какой-то особый опыт: у Звездиной – религиозный (важным эпизодом спектакля стало чтение текста Торы), у Белоусова – плотский, у Горлинского – психоделический, у Широкова – познания бесконечности. Если рассматривать этот сериал с позиции буддизма, то здесь можно увидеть переход от сансары к нирване, достижения Абсолюта. Если проводить параллели с литературой, то ход событий очень похож на «Божественную комедию» Данте.

Первые оперы воспринимались как сетевой дневник, но чем дальше, тем меньше в них оставалось от блога и больше – от фантастики. На картинках рушились города, гибли люди, но уже не возникало ощущения, что эти события происходили по-настоящему. В финальном спектакле визуальный ряд окончательно оторвался от реальности: если раньше там показывались документальные фото времен перестройки, то теперь все обратилось в бесконечные компьютерные заставки для рабочего стола. Ангел вернулся на небо, а вот у зрителей вряд ли есть возможность улететь от страстей и ужасов этого мира на другую планету.

Сны о чем-то главном

Но кто этот спящий?

 

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»

Царь иудейский События

Царь иудейский

Йорн Бойзен продирижировал в Москве собственной реконструкцией «Страстей по Марку»