Отслушав три тура скрипачей, невольно задумываешься, насколько высокая эмоциональная и физическая нагрузка обрушивается на голову тех из них, кто вышел в финал. После двух труднейших, насыщенных туров осталось «всего ничего» – сыграть с оркестром два совершенно разных в стилистическом отношении произведения. Шесть частей подряд: воистину нагрузка для самых-самых, проверка на физическую выносливость и сценическую стойкость.
Программы, что представили в Концертном зале имени П. И. Чайковского «шестеро смелых», были почти идентичны. Почему-то никто из финалистов не выбрал Третий концерт Моцарта – на сцене прозвучало несколько версий Четвертого и Пятого.
В первой паре «дуэлянтов» (Даниил Коган и Ким Ке Хи) очевидно победу одержала последняя. Легкость смычка, что мы отмечали у корейской скрипачки и ранее, в Моцарте была как нельзя более к месту. Точность, ювелирность штрихов, элегантность легато, вдохновенная живая музыкальность и настоящий артистизм высветили неповторимое очарование Пятого концерта. Здесь все было «в десятку»: соразмерность темпов, характер звучания, взаимодействие с оркестром – ясное, разумное и простое исполнение, наполненное естественной красотой.
Чайковский был не менее прекрасен: моцартовская легкость и изящество сменились масштабностью звучания. Возможно, в Чайковском немного недоставало привычной русскому уху чувственности, но именно сдержанная красочность первой части, тихая печаль второй и искрящийся блеск финала вместе «создали» цикличность, монолитность восприятия, благодаря чему концерт показался не таким уж большим по объему и, как будто, не таким уж сложным. Невольно приходит мысль о глубокой продуманности интерпретации корейской скрипачки, прекрасном чувстве формы и времени и о серьезнейшей работе с партитурой сочинения, проведенной на этапах подготовки к конкурсу.
Моцарт Даниила Когана был не менее прекрасным, чем у Ким Ке Хи. Свойственная скрипачу вдумчивость, элегантность и лиричность проявилась здесь на самом высоком художественном уровне. Впечатления добавила магнетическая харизматичность Даниила, утонченность и возвышенность созданных им образов. Особенно впечатляющим получилось начало каденции, где реплики солиста перекликались с «ответами» трех из группы первых скрипок оркестра, создавая при этом выразительнейший эффект «эхо-диалога». И здесь, и в целом концерт в интерпретации Когана был исполнен со знаком плюс.
Однако с Чайковским не задалось с самого начала. К сожалению, здесь утонченная исполнительская манера скрипача сыграла против него. Все, что было прекрасно в Моцарте – филировка, истаивание звука, короткие и быстрые смычки при дозированном вибрато, – в Чайковском выглядело странно, измельчило музыку концерта и сделало версию трудно воспринимаемой, малопонятной. К тому же Когану с его лиричным, тонким амплуа не хватило физических сил и масштабности. Как итог – недостаток эмоциональной и звуковой подачи и заметные технические потери.
Противостояние во второй паре «дуэлянтов» (Иин Цзян и Елена Таросян) завершилось в пользу Елены, хотя здесь не все сложилось так однозначно, как в предыдущей паре финалистов, да и репертуарная ситуация была сложней: наряду с традиционным Чайковским, мы услышали два Четвертых концерта Моцарта, что добавило градус напряженности в судьбоносное соперничество. Немаловажную роль сыграла огромная разница исполнительских стилей скрипачек: глубокий, вдумчивый и тонкий у Иин Цзян и атлетичный, стихийно-эмоциональный, волевой у Елены Таросян.
Моцарт у обеих был настолько разным, что сравнивать их, пожалуй, смысла не имеет. В плане стилистики исполнения более «подробной» и выразительной была Иин Цзян, но, к сожалению, такой она была лишь «эпизодами»: явное слишком сильное волнение мешало китайской скрипачке обрести гармонию в звуке, интонации и естественности моцартовских мелодий. В ее Чайковском было не меньше точных попаданий в характеры, движение и эмоции, но мелкие срывы, темповая и звуковая нестабильность очевидно явили утомленность финалистки под конец конкурсного марафона. Немаловажную роль, по-видимому, сыграло и то, что с оркестром этот концерт Иин Цзян исполняла в первый раз.
К концу программы усталость так или иначе проявлялась у всех. Можно сказать, «безупречно» в плане сценической выдержки отыграли третий тур лишь Ким Ке Хи и Елена Таросян. У всех остальных накопившаяся за предыдущие туры усталость так или иначе проявляла себя. Однако в Моцарте у всех финалистов, за редким исключением, все сложилось хорошо. Основные страсти разгорелись именно в Концерте Чайковского: это и стилистические промашки (Даниил Коган), и потеря сценической стойкости, что повлекло за собой интонационные неточности и мелкие срывы (Иин Цзян), и крайне неожиданные интерпретаторские решения (Ло Чаовэнь и Равиль Ислямов).
В противостоянии последней пары финалистов были представлены две полярные версии знаменитого концерта. Если Ло Чаовэня мы помним по выступлениям в первых двух турах как тонкого, чуткого музыканта с незаурядными виртуозными качествами, то в Чайковском от сего великолепия осталось лишь последнее, и то не в лучшем виде: на протяжении всего исполнения преобладала суховатая, маловыразительная техничность. И если в первой части эта черта проявилась в меньшей степени, то в третьей она стала очевидной: выбранный конкурсантом несоразмерно быстрый темп нивелировал возможность выявления деталей музыкальных характеров, что в результате создало некую «общеиллюстративную» картину чего-то, отдаленно напоминающего Концерт Чайковского.
Помимо темповых несоразмерностей, исполнение было усреднено в динамическом отношении, да и во взаимодействии с оркестром также не произошло ничего интересного: в большинстве случаев оркестр предсказуемо «несся» за солистом на всех парах, не успевая даже задуматься о каких-либо деталях. Однако необходимо все же отдать должное солисту: виртуозная составляющая в концерте была проявлена на максимуме.
О Равиле Ислямове в этом смысле говорить особенно больно, поскольку в третьем туре он, к огромному сожалению, уступил лидерство, которое стабильно сохранялось на протяжении первых двух туров: его версия Концерта Чайковского выглядела незрелой. В отличие от китайского скрипача, Ислямов выбрал полярный ему, слишком медленный темп движения в первой части. А явное желание максимально выявить детали лишь усугубило не самое удачное темповое решение: чрезмерное увлечение скрипача замедлениями и «значительными» смысловыми цезурами превратило первую часть в безразмерное, неохватно-глобальное, с трудом воспринимаемое построение. Как результат – форма утратила свою цельность, в музыке воцарилась статичность и чрезмерная монументальность.
После второй части (наиболее удачной из всех трех в смысле интерпретации) появилась надежда, что в третьей скрипач компенсирует все, что было в начале, но, увы, этого не произошло: все тот же размеренный темп движения, преувеличенно свободные решения в медленных эпизодах, где из-за замедлений музыка порой совершенно останавливалась. По этим причинам, конечно, на последних страницах концерта скрипачу пришлось особенно трудно – возникла необходимость буквально из пепла возрождать утраченную динамичность и доигрывать, что называется, «на зубах». Однако публику все это ничуть не смутило: Равиль Ислямов как был, так и остался ее любимцем, что для артиста, безусловно, очень и очень важно, и с чем музыканта от всей души поздравляем. Яркая харизматичность скрипача, масштабное звучание, выдающаяся виртуозность и попадание в десятку во всем, что он исполнял на предыдущих турах и в целом – благополучное, уверенное выступление в финале, почти без потерь качества, делает зашкаливающие, бесконечные овации совершенно заслуженными.
В свете вышеизложенного результаты конкурса выглядят справедливыми: чудесная миниатюрная Ким Ке Хи очевидно выиграла у всех точностью интерпретаций, стабильностью и естественностью исполнения в третьем туре, что было вполне закономерным финалом в контексте ее ровных выступлений на первом и втором.
Несколько неожиданным стало неудачное исполнение Концерта Чайковского Даниилом Коганом – одним из явных фаворитов конкурса на протяжении всего состязания, и еще более неожиданным – странная версия сочинения, предложенная Равилем Ислямовым, которая в итоге и отняла у него победу.
Что касается Елены Таросян, то выступление на третьем туре было ее лучшим выходом на протяжении всего конкурса. Ее сдержанный и мягко-элегантный стиль в Моцарте, а также близкое сложившимся традициям, уверенное и стабильное исполнение Чайковского подтвердило высочайшее мастерство скрипачки.
Важнейшую роль в успехе солиста в конкурсных турах с оркестром играет точный ракурс взаимодействия с ним. В данном случае Российский национальный оркестр под управлением Александра Рудина составил максимум слагающих этого успеха. Корректный, прекрасно сбалансированный аккомпанемент, умение мгновенно подстроиться под сиюминутное движение солиста неоднократно помогло конкурсантам в обостренной борьбе третьего тура, благодаря чему в итоге получился живой творческий результат.
Относительно двух предыдущих конкурсов, скрипичная номинация XVII конкурса радует все возрастающим исполнительским уровнем участников в целом, и, что особенно приятно, явный прогресс наблюдается у россиян: Ким Ке Хи (Южная Корея) – первая премия и золотая медаль; Равиль Ислямов (Россия) – вторая премия и серебряная медаль; Даниил Коган (Россия), Елена Таросян (Россия), Ло Чаовэнь (Китай) – третья премия и бронзовая медаль; Иин Цзян (Китай) – четвертая премия.
Очень хочется надеяться, что такая тенденция сохранится и впереди нас ждут еще более интересные и яркие конкурсные баталии. А сегодня конкурс завершен. Поздравляем всех его финалистов и участников, и наберемся терпения в ожидании будущего.