В категории «Виолончель» первую премию завоевала кореянка Ли Ён Ын: это третий случай победы женщины-виолончелистки и первый – иностранки.
Пути виолончельные неисповедимы. Каждый вечер третьего тура на сцену Большого зала Санкт-Петербургской филармонии выходило два участника: один из России, второй из Южной Кореи. В зеркальном порядке выстроились результаты состязаний Конкурса Чайковского:
Первая премия – Ли Ён Ын (Южная Корея), вторая премия – Мария Зайцева (Россия), третья премия – Сан Хёк Пак (Южная Корея), четвертая премия – Иван Сендецкий (Россия), пятая премия – Ли Дон Ёл (Южная Корея), шестая премия – Василий Степанов (Россия).
В финальном туре конкурсантам предстояло блеснуть мастерством выступления с оркестром. В обязательную программу входили «Вариации на тему рококо» Чайковского и любой виолончельный концерт. В выборе программы все музыканты оказались единодушны. Для «Вариаций» финалисты предпочли старую добрую редакцию Вильгельма Фитценгагена. В этом году мы могли бы услышать и долгожданную авторскую редакцию, но она была заявлена только в программе Всеволода Гузова – ему в третий тур, увы, пройти было не суждено. С концертами все вышло интереснее: оставшиеся участники остановили свой выбор на музыке XX века. Южнокорейцы ненароком устроили конкурс в конкурсе: все как один играли Первый концерт Шостаковича. Резонансным событием стало исполнение Иваном Сендецким знаменитого концерта Витольда Лютославского. Таким образом, третий тур конкурса прошел еще и под знаком Мстислава Ростроповича: все концерты из свободной программы были посвящены этому великому виолончелисту.
Три долгих вечера вместе с участниками выступал Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии во главе с дирижером и – что главное в данном случае – виолончелистом Феликсом Коробовым. Не со всеми финалистами удалось добиться полного взаимопонимания, но с некоторыми магия случалась.
Открывавший третий тур Василий Степанов получил шестую премию. Он ставил перед собой амбициозную задачу: сыграть после «Вариаций» Симфонию-концерт для виолончели с оркестром Прокофьева. Музыкант решал ее со свойственным ему темпераментом и упорством. Раз за разом Василий высвечивал «кусочки музыкального солнца» этой партитуры, но все же чувствовалась некая «несонастроенность» с оркестром по энергетике и ощущению времени. Предшествующие «Вариации на тему рококо», видимо, приняли на себя удар волнения. Благородному мягкому звучанию часто не хватало чистоты интонаций и большей выразительности.
Пятая премия досталась Ли Дон Ёлу. И все-таки его музыкальная стихия – сила. С одной стороны, она играет ему на руку: с первых звуков ми бемоль-мажорного Концерта Шостаковича Дон Ёл, как локомотив, потащил за собой оркестр, диктуя свою исполнительскую волю. Самоотдача музыканта, глубина чувства увлекают и подкупают. Но, с другой стороны, та же самая сила вредит убедительности его трактовки. Нужна ли такая экзальтация первой и четвертой частям, а выпуклость – второй части Первого концерта Шостаковича? Деятельное начало главенствовало и в опусе Чайковского: так конкурсант добивался впечатляющего контраста с проникновенными лирическими вариациями (третьей и шестой). Однако в жертву была принесена интонация – в итоге получилось ярко, музыкально, но грязновато.
Иван Сендецкий, в третий раз участвующий в конкурсе, завоевал четвертую премию. «Вариации на тему рококо» прошли будто в ожидании «основного блюда» – Виолончельного концерта Лютославского. Музыка Чайковского прозвучала сглаженно, с ощутимым количеством технических и интонационных погрешностей. Ставка, очевидно, была сделана на экспериментальность польского авангарда. Иван признался, что прежде никогда не исполнял эту не типичную для Конкурса Чайковского музыку с оркестром. Да и сам АСО Петербургской филармонии взялся за партитуру впервые. Эксперимент с Лютославским оказался смелым и, пожалуй, удачным – чего стоит бурная полемика вокруг извечного «что хотел сказать автор?». Очнувшись от эффектности произведения, невольно задаешься вопросом: что же в этом Концерте стало предметом оценки на Конкурсе Чайковского? Но жюри, разумеется, виднее.
Выступление Пак Сан Хёка было одним из самых удачных – а ведь нынешние финалисты категории «Виолончель» не баловали идеальным интонированием. Поразило глубокое осмысление произведений восемнадцатилетним музыкантом и тонкость его трактовок. «Вариации на тему рококо» были не изящными, но певучими – нежными и немного наивными. Феликс Коробов с удовольствием вел оркестр навстречу такому рококо: это исполнение запомнилось как одно из самых цельных и сбалансированных. Первый концерт Шостаковича звучал в меру устрашающе, отчаянно, «замороженно» – без лишней экспрессии. Впечатление смазали нетерпеливые темповые расхождения с оркестром: Пак будто еле сдерживался, чтобы совсем не улететь далеко вперед – навстречу результатам.
Мария Зайцева завоевала вторую премию. Ее «Вариации» звучали чувственно, иногда томно, неизменно темпераментно – полнотелым сочным звуком. Заветная шестая вариация – печально-задушевно. До конца убедить в такой трактовке помешали интонационные потери. Наиболее близким для Марии композитором представляется Шостакович – в финале конкурсантка исполняла его сложнейший Второй виолончельный Концерт. Девушка снова достойно справилась с брошенным себе вызовом и в техническом, и в музыкальном отношении (в прошлый раз она исполняла этот же концерт на IV Всероссийском музыкальном конкурсе, где получила первую премию). Убеждена: со временем Мария будет все глубже проникать в суть этой поистине возрастной, полной болезненных воспоминаний и горьких усмешек музыки.
Наконец, Ли Ён Ын – обладательница первой премии Конкурса Чайковского среди виолончелистов. До нее золото завоевывали Наталья Шаховская в 1962 году и Каринэ Георгиан – в 1966 году. Обе виолончелистки выступали от СССР – поэтому Ли Ён Ын вошла в историю еще и как первая иностранная победительница в этой категории. А ведь это первый международный конкурс в жизни виолончелистки! Ён Ын невероятно открытая, солнечная девушка, и ее внутреннее солнце ярче всего засияло в музыке Чайковского. Это было настоящее рококо: галантное, изящное, тонкое и подробное. Определяющие вариации – третья и шестая – звучали до гениального просто и цельно. Выступление кореянки было и самым успешным с точки зрения работы с оркестром: Ён Ын пребывала в согласии с тепло улыбающимся дирижером, да и остальными музыкантами. А потом был Шостакович. Заведенные, упругие, неуемные крайние части ми бемоль-мажорного Концерта были лишены ненужной спешки. Вторая и третья части вытягивали все жилы, погружая в глубокие раздумья и душевную маету.
После грандиозного финала публика еще долго не отпускала Ли Ён Ын со сцены – как, впрочем, и всех остальных финалистов. Полная самоотдача, невероятная любовь к своему делу и музыкальность как она есть – вот итог состязания виолончелистов на XVII Международном конкурсе имени Чайковского.