Завершился XVII Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Уже второй раз он проходит в шести номинациях: «Фортепиано», «Скрипка», «Виолончель», «Сольное пение», «Деревянные духовые» и «Медные духовые». На объявлении итогов у пианистов в десять вечера в Большом зале – аншлаг: никто не ушел, от переживаний и азарта ожиданий в воздухе ощущалась накаленность. Зрители признавались: «Конкурс – это эмоции». «Я раньше училась в консерватории, – рассказала одна из слушательниц, – сейчас, приходя на конкурс, я словно возвращаюсь в свою юность. Для меня это жизнь». Итоги состязания у пианистов комментирует Евгении Кривицкой (ЕК) председатель жюри, народный артист России Денис Мацуев (ДМ).
ЕК Как настроение после напряженного десятидневного марафона?
ДМ Главный показатель успеха конкурса – это утро следующего дня после финала. Оно как никогда расчудесное. Ощущаю прекрасно послевкусие. Притом что уже сам выхожу на сцену – сыграл концерты в Клину и в Суздале, но оставлять конкурс было жалко – настолько мы все вместе сроднились с жюри, с участниками, с публикой. И атмосфера, создавшаяся вокруг момента объявления итогов, подтвердила эти чувства единения и праздника. Всё определяют лица жюри: если выходят зажатые профессора – значит, видно, что были какие-то трения. Здесь все улыбались, голосование прошло минут за десять – решение было принято единогласно. Получились три вторые премии, так как разрыв был на сотые балла. Уровень высочайший, пятой и шестой премии справедливо не было – я сам так предложил. Но это абсолютно объективно, и готов вновь повторить: нумерация места не имеет никакого значения в дальнейшей судьбе конкурсантов. Это бренд, который работает всегда: ты лауреат Конкурса Чайковского. Это как знак качества. Но дальше придется каждый раз, выходя на сцену в любой точке света, подтверждать свой статус.
ЕК По какой системе голосовали?
ДМ Ставили против фамилии номер места, от одного до восьми, и потом суммировали итог. Что может быть проще и нагляднее?!
ЕК Перед началом конкурса был ли у вас предварительный прогноз возможных лауреатов?
ДМ Предсказать развитие событий невозможно. Известно огромное количество случаев, когда то, что мы увидели и услышали на видео, оказывается кардинально иным вживую. Плюс человек выходит в Большой зал консерватории, Петр Ильич Чайковский на него смотрит, сидит жюри, направлены телекамеры, ведущие прямую трансляцию. Уже называлась цифра 50 миллионов просмотров из 102 стран мира. И она растет с каждым днем. Конечно, я составил свое мнение, слушая записи при отборе. Многих я уже знал по прошлым конкурсам, от Astana Piano Passion до Конкурса Рахманинова. Тем не менее на предыдущем конкурсе Чайковского Джордж Харлионо не прошел во второй тур, а теперь занял второе место. Или такой пример: фавориты XVI конкурса Чайковского Мао Фуджита и Александр Канторов. Они прошли чуть ли не восемнадцатым и двадцатым номером по видеоотбору. Но то, как они затем играли на прослушиваниях, оказалось сенсацией.
ЕК А на данном конкурсе был ли участник, преподнесший сюрприз жюри?
ДМ Энджел Станислав Вонг, я его слышал пару раз где-то в записи. Но его Соната Листа на втором туре стала для меня откровением. Как и Шестая соната Прокофьева и Вальс Равеля у Станислава Корчагина. И, безусловно, Восьмая соната и Второй концерт Прокофьева у Сергея Давыдченко.
ЕК А можете назвать какие-то еще значимые события прошлых состязаний?
ДМ Ван Клиберн произвел сенсацию в финале, сыграв Первый Чайковского и Третий Рахманинова: с тех пор это золотая комбинация на конкурсе. Тридцать вторая соната Бетховена у Плетнёва, Третий концерт Рахманинова у Николая Луганского, «Картинки с выставки» Мусоргского у Барри Дугласа, «Петрушка» Стравинского у Питера Донохоу, Концерт Сен-Санса у Паскаля Девуайона, «Исламей» у Бориса Березовского, Второй этюд Шопена у Вадима Руденко, «Ночной Гаспар» Равеля у Люки Дебарга, Второй Чайковского и Второй Брамса у Александра Канторова, Соната Моцарта у Мао Фуджита… Ради этих вещей и нужен конкурс! А выбор Концерта Бриттена у Вонга? Это благодаря его педагогу Наталии Трулль. Когда Валерий Гергиев пришел на прослушивание, то попал как раз на выступление Вонга. Я нашел в интернете партитуру Бриттена, открыл у себя в телефоне, переслал ему, и мы следили по нотам за исполнением. Гергиев потом мне рассказал, что лишь один раз дирижировал этим Концертом – где-то в Испании, много лет назад. Бриттен прозвучал свежо и интересно. И браво Госоркестру имени Светланова и Алексею Рубину, который дирижерски очень раскрылся за последний год и вырос в серьезного мастера. Я неслучайно порекомендовал именно его кандидатуру, потому что сам с ним неоднократно выступал еще с основания РНМСО. А в апреле этого года, когда я из-за ковида не смог сыграть с Валерием Гергиевым в концертах к 150-летию Рахманинова, как раз Алексей Рубин потом мне аккомпанировал и потрясающе провел Третий и Четвертый концерты. Слово «аккомпанемент» даже не совсем верное, тут, скорее, соучастие оркестра. И с Рубиным мне было очень комфортно, хотя ему пришлось с ходу осваивать партитуры. И сейчас концерты Скрябина, Бриттена он дирижировал впервые и сделал это блестяще. Госоркестр также проделал огромную работу, за что благодарю и первую скрипку Сергея Гиршенко, и концертмейстера виолончелей Пауля Сусся: они в «Тройном концерте», как я иногда называю Второй Чайковского, продемонстрировали изумительное единение с пианистом Ильей Папояном. И вообще от них шла настоящая поддержка всем конкурсантам.
ЕК Многие надеялись, что Валентин Малинин получит первую премию либо разделит ее с Сергеем Давыдченко.
ДМ Цифры – это главный критерий, у жюри сложилось единое мнение по первой премии, а во-вторых, мы по положению конкурса не можем делить первое место. Я этот вопрос досконально изучал, поверьте. Но если бы получилось, что в ходе голосования за одного было бы пять, а за другого – шесть, я бы, конечно, дозвонился до председателей Оргкомитета, «бил бы в колокола», какие-то меры бы принимались. Но данный случай – иной, за первую премию Сергею Давыдченко жюри проголосовало единогласно. Валентина Малинина я знаю еще с его дипломантства на Grand Piano Competition в 2018 году. Блестящий музыкант, учившийся у Миры Марченко в ЦМШ, а сейчас – студент Московской консерватории у Ксении Кнорре. Он совершил большой рывок за эти пять лет, обладает своим взглядом, своим почерком, и я бы выделил его интерпретации музыки Скрябина. После относительно неудачного выступления на Конкурсе Рахманинова в прошлом году, где он не прошел во второй тур, он отыгрался, став одним из героев XVII конкурса Чайковского. Первые два тура были чарующими, особенно второй, после которого он прошел в финал подавляющим большинством голосов. Но вот выбор Концерта Скрябина вызвал сомнения. Хотя я сам люблю его, и нельзя сказать, что это не конкурсное сочинение, что он проигрывает Прокофьеву или Рахманинову. Нет, но считаю, что в этой ситуации надо было ставить какой-то другой концерт. А вот Первый концерт Чайковского у Малинина был близок к идеалу.
ЕК А что скажете о Сергее Давыдченко?
ДМ Многие из участников прошли испытания конкурсами в Астане, в Москве на Grand Piano Competition, Конкурсе Рахманинова, и теперь взошли на самые высокие ступени пьедестала. Сережа Давыдченко – это «колодец, где дна не видно», у него гигантский потенциал. Я горжусь всеми ими и их педагогами. Сергей, кстати, имел много разных предложений поучиться не только в Москве или Петербурге, но и за границей, но остался предан своему учителю в Ростове – Сергею Ивановичу Осипенко. Он ему как второй отец, что мне напоминает школу Сергея Леонидовича Доренского, который был для нас всех не только учителем, но просто близким и родным человеком. История Сергея Давыдченко ведь особая: его семья из станицы, они переехали в Ростов, снимали комнату, жили совсем скромно. Когда он победил на Grand Piano Competition и выиграл рояль, его некуда было ставить. Пришлось мне подключиться и попросить губернатора помочь талантливому мальчику. Он откликнулся, и семье Сергея была выделена отдельная квартира. И тут нужно подчеркнуть, что люди правильно воспринимают хорошее отношение к себе. Кто-то ведь может решить, что ему дали карт-бланш на всю жизнь, что завтра уже пригласят в Карнеги-холл. Бывало, что начиналась звездная болезнь, и не последнюю роль тут играли родители со своими амбициями. Но у Сергея прекрасная мама, она всегда правильно себя держала. И в данном случае триумвират – чадо, родители, педагог – сложился идеальным.
ЕК Правда ли, что один из членов жюри вам вручал в 1998 году первую премию на Конкурсе Чайковского?
ДМ Да, это Ли Минцян – у него большой конкурсный опыт, мы с ним после 1998 года много раз встречались, я его приглашал в жюри и прошлого конкурса. Конечно, человеческая связь и взаимопонимание между членами жюри необходимы. Это не значит, что у нас не велись дискуссии. Есть очень дотошные члены жюри, как например, Владимир Виардо, который вел записи и делал пометки фактически по каждому такту исполнения. Но все обсуждения происходили мирно.
ЕК Некоторые конкурсанты прямо во время состязания получили приглашения
ДМ Это правда. Серб Богдан Дугалич, не пройдя во второй тур, через два дня уже играл Второй концерт Прокофьева с Гергиевым в Мариинском театре и произвел отличное впечатление. Я пригласил итальянского участника Алессандро Виллалву, не вышедшего в финал, в сентябре в Иркутск на «Звезды на Байкале».
ЕК Александр Ключко и Анна Савкина 28 июня играли в Мариинском театре. Кстати, об Александре Ключко: я сама была уверена, что ему обеспечено место в финале…
ДМ Это особая тема. Я теперь могу рассказать, что за полгода до конкурса Саша мне звонил, советовался насчет своего участия. Я ему ответил: «Ты должен слушать свой внутренний голос и оценить готовность». Саша победил на Конкурсе Рахманинова, и за прошедший год Ключко подтвердил правильность нашего выбора, сыграв множество концертов со всеми нашими ведущими оркестрами и дирижерами. И Саша выдержал этот поток концертов. Слова «карьера» не стоит стыдиться: да, все хотят сделать карьеру – играть концерты, делиться своим искусством и быть любимыми публикой и менеджерами. Но если ты решился повторно участвовать в состязании, то приходится забыть, что ты победил раньше. На конкурсе всегда есть риск, все приходится начинать с чистого листа. Я его честно предупредил об этом. Если говорить про программу Ключко на втором туре, то она априори вызывала интерес. Скерцо из Шестой симфонии Чайковского в обработке Фейнберга и Вариации Шимановского прозвучали блестяще, но этюды Листа и Вторая соната Рахманинова, к сожалению, по мнению жюри, не стали открытием. Волей жребия Вторая Рахманинова прозвучала в этот день также у Ильи Папояна, выбравшего первую редакцию и сыгравшего ее ошеломительно. Саша Ключко взял традиционную вторую редакцию и не нашел в ней свежих решений. Но я все равно за него голосовал – он большой мастер, но другие члены жюри его не поддержали. Конечно, мне было обидно, как и в случае с Малафеевым четыре года назад. Но уверен, что эта встряска должна пойти ему на пользу – об этом я Саше Ключко сказал, позвонив после объявления результатов голосования.
ЕК Каков, с вашей точки зрения, идеальный рецепт конкурсной программы?
ДМ Каждый ищет его сам или со своим педагогом, но удачная программа – один из главных компонентов успеха на конкурсе. Взять нынешних участников. Выходит китайский пианист Лю Сяньфэй, прекрасно отыгравший первый тур, и начинает второй с произведения Момпоу Вариации на тему прелюдии Шопена, которая обработана в джазовых гармониях. Там есть отдельные интересные места, но все же такое ощущение, что ты сидишь в парижском баре. Правильно ли на Конкурсе Чайковского 24 минуты играть такого рода композицию? По-моему, это огромная ошибка. И когда выходит Станислав Корчагин и начинает Шестую сонату Прокофьева, которая вошла для меня теперь в раздел «исторические моменты», это, безусловно, более серьезная заявка.
ЕК Высказывались мысли о том, что конкурс проводить не своевременно, что никто не приедет…
ДМ Если посмотреть на пианистов, то география и жюри, и участников была достойная. Практика показала, что сейчас конкурс нужен был как воздух – и не только участникам, но и публике. Большой зал консерватории заполнялся в час дня уже с первого тура. И дальше все шло по нарастающей. Во дворе консерватории люди не расходились до глубокой ночи, обсуждая события у пианистов и скрипачей. Это же терапия! Музыка не имеет границ, и Конкурс Чайковского будет жить в любые времена.