Между паузой и звуком In memoriam

Между паузой и звуком

Сорок дней назад ушел из жизни Родион Щедрин

Немногие при жизни удостаиваются чести именоваться классиками. К своим 92 годам Родион Щедрин как минимум уже лет двадцать пребывал в таком статусе, не обусловленном должностями и званиями. Щедрин легко расстался с креслом Председателя Союза композиторов РСФСР, со значком депутата Верховного совета, выбрав свободу творчества и возможность самому распоряжаться собой и своим временем. Его известность не ограничивалась родными пенатами: Щедрина играли многие ведущие солисты, дирижеры и оркестры мира, с которыми он был «на дружеской ноге».

Эта цитата из гоголевского «Ревизора» – не только подходящая метафора, но и повод вспомнить, что Щедрин позиционировал себя русским композитором. Его современники, представители «большой тройки», также добившиеся выхода на мировые сцены, пошли другим путем: Шнитке рефлексировал над своими немецко-еврейскими корнями, Денисов тяготел к французской современной школе, а Губайдулина соединяла музыку и высшую математику.

Щедрин же, как удачно выразилась его главный биограф Валентина Холопова, шел «по центру», соединяя национальную почвенность с теми технологиями современной музыки, которые казались ему нужными для выражения своих образов и идей. Шел этим путем осознанно, планомерно, не стесняясь «кидать камни» в огород авангардистов, говорить о кастовости, об их попытке выдавить композиторов других направлений из актуальной афиши. Конечно, Булез не стал играть Щедрина, как не играл Шостаковича, но, по счастью, были и другие кланы и течения, не менее влиятельные, которые поддерживали творчество Щедрина, апеллирующее не только к рацио, но и к эмоциям.

Оспаривать значение и значительность фигуры Родиона Щедрина, наверное, вряд ли кто рискнет: да, он может не быть для кого-то «героем романа», но в его партитурах – россыпи «золотых» идей, остроумных находок. Ему в равной степени удавались иронично-сатирические и глубоко трагические темы. Многие «открывали» Щедрина отнюдь не страницами «Кармен-сюиты» – виртуозным «пустячком» мастера, сделанным по случаю, а грандиозными по эмоциональному заряду Четырьмя хорами на стихи Александра Твардовского или дерзкой футуристической «Поэторией» на стихи его друга Андрея Вознесенского… А еще вклад композитора в историю музыки в том, что он ввел новые жанры: пословицы для хора, частушки и фотографии для оркестра, телеграммы для органа…

Родион Константинович имел привычку изъясняться притчами и историями с поучительными смыслами. Приведу две из личных бесед с композитором.


Паузы заставляют слушать

«Что касается паузы, я расскажу такую маленькую историю, которая со мной произошла. Я играл свой Третий фортепианный концерт, и после грандиозной кульминации в конце у солиста звучит собственно тема. Так как сочинение построено в форме вариаций и темы. Я этот концерт играл и со Светлановым, и с Темиркановым. В общем, однажды в финале я выдержал паузу гигантскую. Просто катастрофически длинную. А мне потом пианист Николай Петров, который сидел в зале, сказал: “Родион Константинович, знаете что? Слишком короткую паузу вы сделали”. Я думаю: “Ну уж, ты, Коля, валяешь дурака!” Но когда я послушал со стороны, то понял, что он был прав. Я к чему это говорю? Пауза вообще величайшая вещь. Пауза заставляет слушать, поэтому не надо бояться ее преувеличивать».

Такого, как я, вообще нет

«Мне когда-то рассказывала Лиля Брик о Маяковском – о его страсти к картам и к игре. Он, например, когда ехал на трамвае с Николаем Асеевым, всегда считал, сколько человек войдет: “Чет или нечет”. Как-то в ее доме играли в карты Маяковский, Хлебников и Виталий Примаков – военачальник, ставший впоследствии ее третьим мужем.

Примаков, предводитель красного казачества, был расстрелян в конце 1930‑х вместе с Тухачевским, Егоровым и Блюхером. Как говорила Лиля, они запирались у них в квартире, в кабинете, даже чай домработнице Аннушке не разрешали приносить. Лиля считала, что был заговор, в котором их обвиняли.

Но вернусь к более раннему эпизоду, произошедшему в 1929 году. Примаков тогда получил третий орден Красного знамени и этим страшно гордился. И сказал за игрой, что вот, мол, только у пяти человек в СССР есть такой орден. На что Маяковский ответил: “А такой, как я, – один”. А Хлебников сказал: “А такого, как я, вообще нет”».


Хочу быть понят

«Лучше умереть на балу, чем в постели», – частенько повторял Щедрин и уточнял, что так всегда говорила Майя Михайловна. У нее это получилось: она ушла из жизни внезапно, во сне, побывав накануне на футбольном матче. Щедрин уходил от нас в течение нескольких лет, теряя зрение, а с ним и возможность сочинять, читать, смотреть кино, трансляции концертов, спектаклей, ссылки (линки, как он говорил), которые ему активно присылали его друзья со всего мира. Он охотно выходил на связь и по видеозвонкам в мессенджерах, хотя и это стало в последние три месяца ему недоступно. Но он не падал духом, следуя другому завету Майи: «Не смиряйтесь до самого края. Не смиряйтесь». Пытался как-то привыкнуть к своему, как он говорил, «новому беспомощному положению» – не сдавался духом, пока тело не отказалось ему служить совсем.

Свое духовное завещание, как показалось, он оставил в букете сочинений, созданных в 2020–2021 годах. Рихард Штраус, сочинив в 78 лет Второй концерт для валторны, иронично писал, что «это стружки из мастерской дома престарелых», как бы заранее оправдываясь перед упреками критиков и упреждая обвинения в самоповторе и приверженности к академизму и устаревшим догмам романтизма. Вряд ли так сказал бы о себе Родион Щедрин – рекордсмен по творческой продуктивности, написавший накануне своего девяностолетия тринадцать великолепных хоровых сочинений и невероятную симфоническую притчу «Приключения обезьяны» по рассказу Зощенко. И хотя здесь стиль композитора узнаваем, а ряд приемов встречался в более ранних опусах, но из этих «кирпичиков» он создал уникальные по архитектуре музыкальные здания.

Удивительный Щедрин

Это был финальный, как мы сейчас понимаем, всплеск вдохновения, а выбранные тексты из Маяковского, Хлебникова, Бурлюка, Глазкова и других русских поэтов транслировали главные мысли композитора – тот итог, к которому он пришел в конце жизни. «Мне мало надо. Краюшку хлеба и каплю молока. Да это небо, да эти облака!..» (Хлебников), «Хочу быть понят» (Маяковский), «Графоманы Москвы, меня судите строго, но крадете мои несуразные строки…» (Вознесенский). И главное: «Когда умирают люди, они поют песни…» (Хлебников).

Его нужно любить как чудо

Из всего вышесказанного может сложиться благостный портрет эдакого доброго пастыря, человека с душой нараспашку, но в реальности, конечно, такого не было. Могли быть моменты, когда Родион Константинович был погружен в свои проблемы и не хотел, чтобы его отвлекали на пустяки или не интересные на данный момент ему вещи. И тогда он ясно давал понять это собеседнику, невзирая, как говорится, на лица. Мог не ответить или отмахнуться, и для некоторых это создавало барьер для дальнейших контактов.

Цитата из письма русского философа, писателя и деятеля Петра Сувчинского (которое он адресовал обиженной на Стравинского Марии Юдиной) объясняет психологический аспект общения с гениями: «Насчет И. Ф. – я бы хотел Вам сказать следующее, его так же легко “перелюбить”, как и “недолюбить”. На самом деле в отношениях с ним – нужно раз и навсегда исключить всякую психологию. Высочайший уровень его творческой личности и всегда удивляющие противоречия его натуры (сейсмографическая восприимчивость одних центров и парализованность – других) – обуславливают все “контакты” с ним. Его прежде всего (и только) нужно любить как чудо…»

Скрупулезность и благородство

На самом деле Щедрин был человеком, который если загорался идеей или каким-то делом, то отдавался целиком, вгрызаясь в мелочи и не расплескивая свою энергию на посторонние вещи. Пример того, как он работал над последним сборником хоровых сочинений, стал для меня не просто яркой иллюстрацией, но ключом к пониманию сути его личности и темперамента. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» – эти строки Пастернака и о Щедрине. Готовя сборник, он дотошно выбирал живописные иллюстрации к нотам, выверял оформление и заботился о том, чтобы не получилось проходной, формальной по духу работы. Щедрин вообще тщательно оберегал свое и Плисецкой имена от наносного, незначительного, сиюминутного.

Наверное, он бы расстроился, узнав, что во многих некрологах после его смерти опять обсуждались темы «неравного брака», измен и прочей житейской накипи. Его отношения с великой Майей всегда были в высшей степени благородными, творчески возвышенными. Неслучайно Плисецкая составила завещание, где распорядилась развеять свой и его прах над Россией, когда наступит час. В том числе и в этом проявился их неординарный подход к жизни и смерти — теперь Майе поклоняются, неся цветы к ее памятнику в образе Кармен, в сквере на Большой Дмитровке в Москве, думают о ней и о Родионе Щедрине, находясь в их музее-квартире, в доме на Тверской улице. Скоро откроется дом-музей семьи Щедриных в родном Алексине, в Тульской области – месте силы, куда под конец жизни возвращался композитор, чтобы припасть к своим истокам.

***

Смерть завершает земной путь человека, но открывает дорогу в вечность. Мы имели привилегию быть современниками Родиона Щедрина, свидетелями рождения большой музыки. В ней заключены свет и энергия его души, сила, которую он черпал из космоса. Да прибудет он в своих творениях вечно на земле.


Денис Мацуев,
Народный артист России

Я познакомился с Родионом Константиновичем Щедриным в 2002 году благодаря моему профессору Сергею Леонидовичу Доренскому. Родион Константинович предложил мне сыграть свой Пятый концерт, и с этого момента началась наша дружба. Казалось, что мы сможем общаться с ним вечно: мы постоянно были на связи.

Смерть Щедрина для меня это окончание линии величайших композиторов за всю историю музыки, начиная с Баха, Моцарта, Бетховена и так далее. XX век – это, конечно же, Рахманинов, Скрябин, Стравинский, Прокофьев, Шостакович и Щедрин. Я всегда об этом говорил, что Родион Константинович – это продолжение этой линии, это действительно «последний из могикан». Когда Щедрин находился в зале на репетициях или на концертах, где исполнялась его музыка, то я испытывал особый трепет. Он внимательно слушал исполнение, а его рекомендации всегда высказывались очень деликатно, с уникальным щедринским колким юмором. У него было феноменальное чувство юмора. Это был человек-счастье, человек-эпоха. Родион Константинович умел удивлять неожиданными подарками. Однажды он прислал мне поздравление с днем рождения, сыграв у себя дома в качестве подарка «Листок из альбома» Скрябина. Он ведь был замечательным пианистом, окончившим Московскую консерваторию у Якова Флиера. Поэтому Щедрин как никто другой знал, как справляться с разными трудностями в его произведениях и в произведениях других авторов. К счастью, осталось много записей его как пианиста, которые показывают его и как одного из величайших представителей русской фортепианной школы.


Александр Соловьёв,
заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории

Для меня Родион Щедрин был одним из духовных наставников, «небесным покровителем». Мне повезло формироваться в ауре его музыки, соприкасаться с ним лично, и многие его заветы я использую в своей дирижерской деятельности. Например, «музыка – это контрасты»: краеугольный принцип подхода Щедрина к любому исполнению и к интерпретации своих сочинений.

Его сочинения всегда требуют от исполнителей высокого уровня профессионального мастерства. Это энциклопедия стилевой и жанровой безупречности, атмосферности, динамических, штриховых, тембровых и темповых контрастов, подчеркивающих актуальный пульс нашей эпохи.

У Щедрина есть «вибрация времени». Он всегда был очень современным человеком. В 2021 году мы обратились к нему с предложением сделать сборник его хоровых произведений «Век двадцать первый», систематизировать написанное в этом жанре. И не было бы счастья, да несчастье помогло. Благодаря паузе, которая у него образовалась во время пандемии, он написал более десятка новых хоров!

Горжусь, что Родион Константинович посвящал Камерному хору Московской консерватории и мне свои выдающиеся партитуры. И я всегда считал своим долгом немедленно откликаться, когда он присылал новые сочинения. Последние годы, когда он в основном жил за рубежом, он высылал по факсу, по электронной почте факсимиле рукописей – и это были практически безупречные, иногда с еле заметной ретушью ноты. Когда же мы репетировали, то исполняли какой-то фрагмент, посылали ему запись – и он тут же давал обратную связь, что нужно подправить. До самых деталей. Скрупулезность – одно из его главных качеств.

Однажды я был у Родиона Константиновича в гостях – и он играл мне на фортепиано «Русские народные пословицы», посвященные им Камерному хору Московской консерватории. Исполнял их с невероятным вниманием к деталям, акцентам, динамическим контрастам. Слыша, что он выделял во время игры, на чем делал акцент, я понимал, на что нужно обратить внимание, готовя исполнение с хором. Кстати, он блестяще делал фортепианные переложения своих оркестровых и хоровых опусов – считал, что композитор сам должен выполнять эту работу.

В 2017 и 2022 годах мы проводили Всероссийский музыкальный фестиваль «Запечатленный ангел», отмечая юбилеи Родиона Щедрина. И планируем эту традицию сохранить, каждые пять лет представляя публике его музыку. Одна из важных просветительских задач форума — приглашение к исполнению музыки Щедрина молодых музыкантов, учащихся вузов и колледжей, ведь наследие композитора абсолютно созвучно современной аудитории. Оно смотрит в будущее.

Vivat, Щедрин


Александр Рыжинский,
ректор РАМ имени Гнесиных

Родион Константинович Щедрин – такая же неотъемлемая составляющая русской музыки, как Михаил Глинка, Петр Чайковский, Дмитрий Шостакович и другие национальные гении, намного опередившие свой век. Любовь к его музыке вспыхивает с первых звуков и уже не отпускает тебя никогда! Парадоксальным образом сочинения Родиона Щедрина сочетают самые смелые музыкальные новации нашего времени со столь присущим русскому композитору естественным, необъятным по своей протяженности мелосом и поистине органоподобным звучанием вертикали. Он всегда избегал всего нарочитого: щедринская фактура естественно объединяет гармоническую терпкость, всегда узнаваемый ритмический нерв, захватывающие интонационные изломы со строгостью, лаконизмом, выверенностью каждого элемента формы. Наверное, именно в этой гармонии рационального и эмоционального начал заключается особый магнетизм его музыки.


Александр Чайковский,
народный артист РФ, Председатель Совета Союза композиторов России

Умер музыкант гигантского масштаба! Мое поколение училось на его партитурах. Смелость и неожиданность его оркестрового письма поражала, восхищала и заставляла думать и искать новое. До сих пор помню ошеломляющее впечатление на премьере «Мертвых душ» в Большом театре! Или недавнее исполнение в «Зарядье» Гергиевым «Поэтории»! Виртуозный пианист, наследник в этом традиций Моцарта, Листа, Рахманинова, Прокофьева и других великих композиторов, Родион Щедрин был выдающимся артистом, очень много выступавшим на сценах всего мира. Он был прекрасным организатором, много лет возглавлял Союз композиторов РСФСР. Очень многое было тогда сделано в нашем Союзе благодаря Родиону Константиновичу! Судьба подарила мне дружбу с этим великим музыкантом, я очень много узнал от него и многому научился, и продолжаю учиться. Я хочу выразить соболезнование всем членам Союза композиторов, всем музыкантам мира в связи с огромной утратой. Музыка Щедрина будет жить всегда, она принадлежит и России, и всему миру! Партитуры его всегда будут предметом изучения для будущих поколений. Царствие небесное!

Большое «Щ» русской музыки