События
Уже второй год в Северной столице проводится Фестиваль искусств имени Ф.И. Шаляпина «Дар». Инициатором выступил Музыкальный театр имени Ф.И. Шаляпина и его руководители – худрук, дирижер Фабио Мастранджело и директор Юлия Стрижак. Они единодушны в формулировке концепции: «Фестиваль “Дар” – пространство, где имя великого русского баса звучит как символ вдохновения и свободы». Кроме того, сам Федор Иванович, как подчеркивает Фабио Мастранджело, был не только исполнителем, но и рисовал, обладал ярким писательским талантом, режиссировал спектакли, дружил с композиторами, художниками, скульпторами. Все это дает практически безграничные возможности для построения программ. Поэтому фестиваль открылся балетом «Медитация», в котором хореограф Анна Верде и композитор Илья Дягель создали оригинальную композицию, соединив архаику и современный танец и окутав пластикой звучания этнических инструментов.
Особенность фестиваля в том, что для каждого проекта выбирается наиболее соответствующая идее площадка. Балет показали на главной сцене Александринского театра, вторым событием стал музыкальный перформанс «Дубинушка лейтмотив. Версия Мартынова» на Новой сцене имени Вс. Мейерхольда Александринского театра. А третью премьеру – в Концертном зале на Английской набережной. Этот зал еще только готовится к запуску после длительной реставрации, так что артисты в каком-то смысле обкатали его перед официальным открытием.

Музыкально-драматический спектакль «За день до вечности» создавался также по заказу фестиваля и посвящен именно Федору Шаляпину, его страницам дружбы с Сергеем Рахманиновым. Тема сама по себе вроде бы известная – об этом есть разные упоминания в литературе, в Российском национальном музее музыки делали выставку, – но как всю информацию, письма, фотоизображения перевести на совершенно иной язык – язык театра? За решение этой задачи взялась музыкальный критик Ольга Русанова. У нее уже был успешный опыт создания «первой серии» – о Шаляпине и Горьком. И именно удача найденного ею формата соединения документалистики, драмы и собственно музыкальных сочинений побудила к продолжению.
По словам самой Ольги Русановой, пришлось собирать материал по крупицам – переписка Рахманинова и Шаляпина давала немного «фактуры», так что пришлось прибегнуть к свидетельствам друзей, близких, очевидцев. Поэтому во второй «серии» много второстепенных (хотя и очень знаменитых) персонажей. Все начинается с приезда Шаляпина и Рахманинова в дом ко Льву Толстому, там же с ними общаются Софья Андреевна Толстая и Чехов. Не обходит эта история дружбы стороной Савву Мамонтова и годы его Частной оперы. А готовясь к роли Бориса Годунова, Шаляпин навещает историка Василия Ключевского. Рахманинов разучивает с Шаляпиным его коронные партии, а Борис Шаляпин, сын певца, делает знаменитый портрет композитора… Перед нами оживает целая галерея классиков русской культуры – и сделано, и сыграно все это очень живо, мастерски. При этом в команде исполнителей профессиональный драматический артист – только Максим Меденюк (актер Оренбургского драмтеатра), который виртуозно перевоплощался (почти как Аркадий Райкин) в этих великих людей.

Образ Шаляпина вновь (как и в первом спектакле) «вылепил» бас Алексей Тихомиров. Глагол «сыграл» тут вовсе не уместен, поскольку Алексей был невероятно органичен – и в диалогах, и, главное, в пении. Вновь были выбраны известные сочинения, в которых блистал Федор Иванович, и Тихомиров, не копируя, так убедительно и артистично исполнял романс «Старый капрал», монолог Бориса Годунова, каватину Алеко, арию Мельника из «Русалки», отрывок из «Самсона и Далилы» Сен-Санса, что иногда даже мурашки возникали на коже – вот оно, чудо реинкарнации.

Его достойным партнером в образе Рахманинова стал Дмитрий Крюков – главный дирижер Госоркестра республики Башкортостан. Выбор, на первый взгляд, неожиданный, но абсолютно оправдавший себя. У Дмитрия за плечами огромная практика пианиста-концертмейстера в Госкапелле Валерия Полянского, его учителя. А в Уфе он планомерно занимается просветительством, как ведущий предваряет свои оркестровые программы – так что говорить со сцены ему не впервой. Тандем двух успешных в своей карьере артистов был очень правильным и обеспечил равноправие Крюкова и Тихомирова, а значит – Рахманинова и Шаляпина. Они репетировали на наших глазах, концертировали, смеялись, спорили – пронеслась целая жизнь, наполненная радостью, искусством, восхищением талантами друг друга. И даже краткие недомолвки, «облака», порой набегавшие, существенно не влияли на эту удивительную дружбу. Звучание голоса и фортепиано время от времени дополнял Струнный квартет имени Римского-Корсакова, «подкрашивая» и оттеняя дуэт главных героев (их неожиданное включение в финал Каватины Алеко дало эффект оркестрового нарастания, необходимого в данном контексте).

Для себя Ольга Русанова изначально избрала роль ведущей, комментирующей события, поступки, но в этот раз она позволила себе побыть и конкретными персонажами – Наталией Сатиной, супругой Рахманинова, уже упомянутой Софьей Андреевной Толстой. Вообще, стилистика текста, где очень гибко речь от третьего лица менялась на персонифицированные реплики, оказалась еще одним ноу-хау Русановой. А ведь практически все слова – это цитаты из писем, воспоминаний, дневников. И выткать из этого целостное полотно было совсем непросто. Но все получилось, а мизансцены, симпатичные нюансы в драматической игре, световую партитуру выстроил, подсказал режиссер Григорий Калайда.
Собственно сцены в этом зале нет: длинный, но невысокий подиум скорее намечал ее контуры, первые ряды зрительских мест стояли довольно близко к атистам, и тем ответственнее был каждый жест, интонация, даже движение бровью. Но зрители не столько анализировали, сколько погружались в эту историю, позволяя себя увлечь перипетиями этой богатой жизненной коллизии.
Несмотря на то, что в зале собралось немало просвещенной публики, все признавались: спектакль как-то по-новому, по-своему открыл многие факты и страницы истории, а выдающаяся музыкальная интерпретация (не побоимся превосходной оценки) стала бесценным подарком.
Фестиваль завершает парад басов – гала-концерт в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии, собравший певцов из Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы напомнить о том, что славу России всегда составляли басы. В программе – сочинения из репертуара Шаляпина в сопровождении Симфонического оркестра «Северная симфония» с Фабио Мастранджело за пультом.