События

В 2025 году в этой номинации по праву лидирует Государственный симфонический оркестр Челябинской области: за полтора года работы художественный руководитель и главный дирижер Алексей Рубин смог несколько раз привлечь внимание к своему коллективу серьезными акциями: затеял серию концертов «Бетховен. Переосмысление», для которых заказал сочинения современным российским композиторам – Настасье Хрущевой, Алану Кузьмину, Алексею Ретинскому, Владимиру Горлинскому. Последний также стал куратором любопытного эксперимента в рамках проекта «Курчатов Лаб», когда в формате открытой репетиции композиторы проверяли «на оркестре» свои творческие идеи. В финале ГСО ЧО поучаствовал в перформансе на железнодорожном вокзале и вообще продемонстрировал готовность к диалогу с новыми практиками. С другой стороны, оркестр начал год с гастролей в Дубае с Денисом Мацуевым, а потом поездил по городам России, успешно дебютировал на сцене Московской филармонии. Идей у Алексея Рубина много, руководство Челябинской филармонии поддерживает его инициативы, так что понадеемся, что на заложенном фундаменте вырастет крепкое здание.

Под занавес года пришло замечательное известие: в России создан свой завод по выпуску виниловых пластинок. Открыто производство в Новосибирске и носит название «Фирма Мелодия», благодаря которой чудо возрождения и состоялось. Полтора года назад гендиректор «Мелодии» Андрей Кричевский дал нашему журналу исчерпывающие комментарии, зачем нам свой завод грампластинок, – ужесточение санкций ЕС, удлинение и удорожание производства (ждать выпуска тиража приходилось по полгода). Ситуация в мире пока только усложнилась, а вот решение нашлось, и по словам первого заместителя гендиректора Карины Абрамян, уже вышло четыре записи из архива «Мелодии», а в 2026 году намечено еще как минимум двадцать названий. Так что российские артисты могут обратить внимание на отечественного производителя.

Несмотря на сложную международную обстановку российские академические музыканты продолжают находить возможность для выхода на мировой рынок. Это происходит двумя основными путями. Во-первых, сохраняется контакт с западными компаниями, как в случае «Брамс-трио», которое записывает масштабную серию альбомов для британского лейбла Linn Records. Во-вторых, многие коллективы развивают самостоятельные проекты: например, Госоркестр Республики Татарстан, продвигая собственный бренд, выпустил полный цикл симфоний Бетховена и все концерты Прокофьева с пианистом Сергеем Давыдченко.
Статус флагмана сохраняет за собой уже упомянутая «Мелодия», которая в уходящем году загрузила в мировые стриминговые сервисы 170 альбомов. Важно, что двадцать из них – совершенно новые записи отечественных артистов. Так, через цифру слушателям стали доступны: целостный цикл из пяти сонат петербургского композитора Геннадия Банщикова в исполнении пианиста Юрия Фаворина, масштабная ретроспектива сочинений Бориса Чайковского (к столетию автора) от МГАСО под управлением Ивана Никифорчина и смелый моцартовский эксперимент оркестра «Дивертисмент» («Только Моцарт!»). «Мелодия» целенаправленно курирует и продвигает на глобальный рынок (это не только Россия, но также Беларусь, Казахстан, США, Германия) сложные неангажированные программы, укрепляя позиции российского академического звука в мировом культурном диалоге.
Профиль многих культурных событий определило восьмидесятилетие Великой Победы. XIII Международный фестиваль искусств «Дню Победы посвящается…», проводимый Московской консерваторией с 2013 года (по словам профессора Александра Соловьёва, его худрука, «без привязки к сиюминутной повестке, а по велению сердца»), естественным образом вписался в этот ландшафт программами наших главных военных коллективов – Симфонического оркестра Министерства обороны Российской Федерации и Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, постановкой Оперной студией МГК нетленного военного блокбастера «Зори здесь тихие» композитора Молчанова, песнями военных лет в исполнении детских и молодежных хоров и Реквиемом (2021) Кузьмы Бодрова, мелодиями и джазовыми обработками саундтреков к кинофильмам времен ВОВ.
На оперной сцене стоит выделить безусловные удачи: мировую премьеру оперы Александра Чайковского «Любить на войне», состоявшуюся в Красноярском театре оперы и балета (режиссер – Ирина Лычагина); спектакль «Семен Котко» Прокофьева в Большом театре, сделанный тандемом режиссера Сергея Новикова и дирижера Валерия Гергиева; «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, поставленная в Саратовском театре оперы и балета Георгием Исаакяном в музыкальной версии Юрия Кочнева. Все три работы – не конъюнктура к дате, а волнующие размышления о преданности и любви к Родине, о силе человеческого духа и необходимости оставаться человеком при любых испытаниях.

В жанре балета назовем премьеру программы «Пламя Победы», в которую вошли два одноактных балета: «Ленинградская симфония» на музыку Дмитрия Шостаковича (постановка 2020 года, балетмейстер – Вячеслав Хомяков) и премьера балета «Дом у дороги» на музыку Валерия Гаврилина и либретто хореографа-постановщика Дмитрия Антипова, основанное на одноименной поэме Александра Твардовского. Дирижером спектакля выступил Евгений Хохлов. Безусловно, многократно и на разных филармонических сценах звучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича, но, скажем, Юрий Башмет с камерным ансамблем «Солисты Москвы» провел тур по городам-героям и показал там свой актуальный проект – спектакль «Живые и мертвые», актрисы и режиссера Полины Агуреевой.
А «Новая Опера» и Пермский театр оперы и балета сделали параллельную акцию: в один день, 10 мая, исполнили на своих сценах «Военный реквием» Бриттена – в Москве дирижировал Клеман Нонсьё, в Перми – Владимир Ткаченко.
В год восьмидесятилетия Великой Победы выставочные проекты ведущих музеев страны стали важнейшим инструментом осмысления прошлого, уделив особое внимание роли музыки в этом контексте. Выставка «Без права на забвение» в филиале Исторического музея блестяще продемонстрировала, как музыкальная тема может быть интегрирована в определенный нарратив в качестве выразительных акцентов. Она не преобладала в экспозиции, но без нее общая картина выглядела бы неполной. Рассказ о фронтовых бригадах оживал благодаря впечатляющему элементу декорации – вмонтированному в стену кузову грузовика, той самой импровизированной сцены, на которой на передовой и в тылу выступали артисты. В витринах экспонировались личные вещи Клавдии Шульженко, а также документы, касающиеся деятельности театрально-музыкальных трупп. Открывающий раздел выставки – о первых днях вторжения немецкой армии на российскую территорию и контрнаступлении под Москвой – сопровождался поставленной на повтор «Священной войной» Александрова, в качестве звукового оформления раздела о блокадном Ленинграде использовалась первая часть Седьмой симфонии Шостаковича. Все эти вкрапления – как синий платочек Шульженко или инструменты с Парада Победы 24 июня 1945 года – служили дополнительными смысловыми опорами выставки.

В обновленной экспозиции в Музее Победы на Поклонной горе музыкальные артефакты оказались представлены рядом с военной формой, оружием, техникой и предметами быта: труба Василия Агапкина или ноты арии Мельника из «Русалки» Даргомыжского – собственность летчика Николая Анцырева – уже не просто детали, а реликвии, отмеченные историей. В интерьерах воссозданной библиотеки (или архива), во встроенном мультимедийном плеере посетитель мог выбирать на свой вкус песни военных лет, пьесы для брасс-ансамблей и симфонические произведения.
Профильная выставка «Этот день мы приближали…» в Российском национальном музее музыки, в свою очередь, явилась целостным кураторским исследованием. В этом проекте тема музыки 1941–1945 годов предстала не связующим элементом, а главным объектом, раскрытым через две сотни уникальных экспонатов, от личных вещей до рукописи гимна Александрова.
Столичные выставочные институции в юбилейный год Победы показали широкий спектр методов работы с единой темой: от интеграции музыки в исторический контекст в качестве ключевых «скреп» до ее презентации как самостоятельного феномена, требующего цифрового взаимодействия.
Самый солидный юбилей – полтысячелетия – отметил Джованни Пьерлуиджи да Палестрина; один из самых «молодых» юбиляров – оркестр musicAeterna, дебют которого состоялся в Новосибирске два десятилетия назад. Самой популярной круглой датой стало 185-летие со дня рождения Петра Чайковского, широко отмечавшееся по всей стране, от сел до столицы.
Красивая дата – сто лет – объединила таких разных композиторов, как Пьер Булез, Андрей Эшпай, Борис Чайковский, Лучано Берио и Владимир Шаинский. Не все они удостоились одинакового внимания концертных организаций. Музыка лидера авангарда Булеза сопоставлялась с произведениями подчас неожиданных авторов, среди которых – другой юбиляр Иоганн Себастьян Бах; Борис Чайковский и в памятный год остался композитором редко играемым, но оттого не менее значимым.
В год 110-летия Георгия Свиридова мы услышали много новинок из его архива: ораторию «Семь песен о России», реконструированную Алексеем Сюмаком, восстановленный по аудиозаписи хор «Благослови, душе моя, Господа» из цикла «Песнопения и молитвы», вторую редакцию Симфонии для струнных 1940 года.
Серию из семи симфоний Густава Малера к его 165-летию представил в Мариинском театре и «Зарядье» Валерий Гергиев. Еще чаще, чем обычно, звучала Carmina Burana в связи со 130-летием Карла Орфа.
Восемьдесят лет отпраздновали композиторы Максим Дунаевский и Алексей Рыбников, семьдесят лет – ровесники Александр Радвилович, Юрий Каспаров, Леонид Десятников, шестьдесят пять – Иван Соколов.

Александр Сладковский и Денис Мацуев встретили юбилей прямо на сцене, предпочтя музыкальные приветствия многоречивым тостам.
Конец года запомнился столетием со дня рождения Майи Плисецкой. Помимо многочисленных балетных постановок, концертов и выставок выделяются новые книги, познакомившие читателя с редкими материалами и фактами биографии артистки: это публикации ее брата Азария Плисецкого, двоюродного брата Бориса Мессерера и исследовательницы Марии Залесской.
Тяжелыми потерями в сердцах меломанов по всему миру отозвался 2025-й. Ушли те, чьи имена навсегда вписаны в историю культуры, каждый из них олицетворял собой целую эпоху, направление или бездну творческой смелости. В середине марта скончалась София Губайдулина. Ее музыка, пронизанная духовными поисками и метафизикой, была своего рода мостом между Востоком и Западом, между авангардом и вековой традицией. Она говорила на универсальном языке трепета и тишины, а ее «Страсти по Иоанну» или Offertorium остаются монументами современного академического репертуара.
В конце лета не стало народного артиста СССР, блестящего наследника русской классической школы Родиона Щедрина. Его «Кармен-сюита», «Не только любовь», «Озорные частушки» – неиссякаемый источник энергии, интеллекта и жизнелюбия в музыке. Щедрин принадлежал к «золотому веку» отечественной композиции, и с его уходом завершилась целая эпоха.

Мировая режиссура потеряла одного из мэтров авангардного театра – в конце июля после длительной болезни скончался Роберт Уилсон. Для России была особо ценна его «Травиата», поставленная в Пермской опере вместе с Теодором Курентзисом. Через несколько дней пришло трагическое сообщение из «Электротеатра Станиславский» – в 67 лет ушел из жизни радикальный экспериментатор Борис Юхананов. Его проекты, такие как эпический оперный сериал «Сверлийцы» или «Галилео» для скрипки и ученого, ломали привычные шаблоны. О Юхананове говорили не просто как о режиссере, но как о создателе художественных вселенных.
В 2025 году музыкальный мир оплакивал и других ярких артистов. «Принц Тьмы», чей голос определил звучание целого поколения, «великий и ужасный» Оззи Осборн постепенно угасал, но держался до конца. Сценические безумства лидера Black Sabbath, неподражаемая харизма и удивительно лиричные для «тяжелого» жанра баллады оставили заметный отпечаток в массовой культуре.
В нашем собственном цеху мы с горечью простились с музыкальным журналистом и автором Дмитрием Сараевым. Его проницательные тексты, владение материалом, честный взгляд на вещи – все это отразилось в многочисленных публикациях на страницах журнала.
В 2025‑м мы читали издания на стыке музыкознания, искусствоведения, культурологии, звуковых исследований. Музыковед Сергей Уваров обратился к наследию художника-музыканта Михаила Матюшина («Михаил Матюшин. Баяч будущего») и феномену звука в выставочном пространстве. Его цикл эссе «Услышать музей», выпущенный издательством «Композитор», получил Премию Анатолия Зверева в номинации «Книга о современном российском искусстве». Привлекает внимание небольшой томик Пьера Булеза, на примере работ Пауля Клее размышляющего о взаимосвязи музыки и живописи: очерк авангардиста для издательства Ad Marginem перевел Всеволод Митителло.
Не каждый год появляются исследования, посвященные творчеству Антона Рубинштейна, Бориса Чайковского, Юрия Буцко, Бориса Тищенко. Редкие документы опубликовал созданный в 2024 году Центр наследия Антона Рубинштейна в сборнике «Антон Рубинштейн. Художник звука», а также издательство «Композитор», напечатавшее последний труд Марины Рахмановой «Юрий Буцко. Свидетельства жизни». Давно нуждались в серьезной монографии композиторы Борис Чайковский и Борис Тищенко, изучением творчества которых занялись Юрий Абдоков и Галина Овсянкина. Свежего взгляда удостоился и классик: составленная Евгенией Кривицкой коллективная монография «Игорь Стравинский: человек и музыка. Взгляд из XXI века» включает публикацию дополненной книги К.Ю. Стравинской «О Стравинском и его близких», историко-теоретические эссе разных авторов и не публиковавшиеся ранее архивные материалы из Фонда семьи Ф.И. Стравинского и его сыновей.

Многие из этих книг – продукция московского издательства «Композитор», как и увидевший под занавес уходящего года альманах «Служитель утопии. Теодор Курентзис». Дизайнерское издание, собравшее под одной обложкой рецензии, интервью, аналитические обзоры о деятельности греческого дирижера и его оркестров, хоров в России и за рубежом. Девяносто пять процентов представленных текстов были опубликованы в «Музыкальной жизни» и представили впечатляющий срез критической мысли 2010-х – начала 2020-х годов.
Наступающий 2026 год в сфере академического музыкального искусства России обещает стать этапом осмысленной консолидации и стратегического развития. Ключевые процессы затронут несколько взаимосвязанных плоскостей.
Основным вектором развития видится глубокая трансформация отечественной оперной и балетной режиссуры. Ожидается, что российские постановщики окончательно перейдут от этапа реакционного осмысления опыта западных мастеров к формулированию собственной, независимой эстетической концепции. Речь идет не об изоляции, а об усвоении наиболее эффективных западных моделей и их последующей фильтрации через систему национальных культурных кодов и традиционных ценностей. Цель – создание «здорового продукта», где формальный эксперимент не противоречит духовно-смысловому наполнению, а отечественная режиссерская школа обретает свой уникальный путь – путь к утверждению подлинного культурного суверенитета на музыкальной сцене.
В концертной деятельности продолжится активное смещение фокуса на укрепление связей со странами Глобального Юга и Востока. Если Китай уже стал полноценным и постоянным участником культурного обмена, то в 2026 году стоит ожидать качественного расширения этой географии. На российские площадки будут активнее приглашаться представители джаза, этнической музыки, contemporary dance и других перформативных практик из Индии, Ирана, стран АСЕАН, Латинской Америки и Арабского мира. Это создаст среду для новых культурных альянсов, минуя западные центры влияния.
2026 год может стать определяющим в работе новых площадок – таких как открывшийся этой осенью концертный зал на федеральной территории «Сириус». Пока его афиша выглядит вполне традиционно и предсказуемо. Однако подлинный успех и культурное влияние «Сириуса» будут зависеть в том числе и от способности руководства формировать собственную кураторскую политику. Появится ли у зала индивидуальный стиль? Настроена ли творческая команда «Сириуса» на уникальные фестивальные программы и авторские проекты?

Ожидания в 2026 году связаны и с другим трендом: активной интеграцией китайской музыкальной сферы в европейское институциональное пространство. Этот процесс отличается ярко выраженной двусторонней динамикой. С одной стороны, ведущие европейские звукозаписывающие компании, такие как Deutsche Grammophon, демонстрируют растущий стратегический интерес к китайскому рынку и артистам. Заключение эксклюзивного контракта с молодым, но уже чрезвычайно популярным благодаря саундтрекам к компьютерным играм композитором Юй-Пэн Чэнем – яркое тому подтверждение. Для лейблов это возможность не только представить западной аудитории новые имена, но и усилить собственное присутствие для многомиллионной аудитории в Китае, используя локальных «звезд» как культурных амбассадоров. Финансовый интерес и расширение рынка сбыта являются здесь ключевыми, но не единственными двигателями.
С другой стороны, сами китайские музыканты нового поколения целенаправленно стремятся к работе с авторитетными лейблами, и для них это не только вопрос престижа, но и важный шаг к глобальному признанию, выход на международную арену за пределы национального контекста. Они прокладывают дорогу к западным институциям, предлагая синтез академических традиций, современных технологий и уникального культурного кода. Формируется устойчивая взаимосвязь: европейские организации осваивают перспективный рынок через локализацию контента и сотрудничество с местными знаменитостями, а китайские артисты, в свою очередь, используют ресурс и репутацию звукозаписывающих компаний для карьерного роста.