Трепет и триумф скрипачей Конкурс Чайковского

Трепет и триумф скрипачей

В Малом зале Московской консерватории завершился первый тур XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского в номинации «Скрипка»

В состязании приняли участие двадцать пять музыкантов из России, Китая, Японии, Южной Кореи, Казахстана и Словении. Жюри скрипичной номинации составили знаменитые солисты и профессора: Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Кристоф Барати, Эдуард Вульфсон, Лю Чжиюн, Лоренц Настурика-Гершовичи, Хуан Бинь, Эдуард Тадевосян, Алексей Шалашов.

Спустя четыре непростых года, прошедших со времен XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского, нам, существующим в непростых реалиях современной действительности, одна лишь возможность открытия нового конкурса уже кажется чудом. И напряженная политическая ситуация подливала масла в огонь сомнений большинству причастных, и длительная интрига, до самого открытия конкурса скрывающая имена участников, также не вселяла оптимизма. Поэтому неудивительно, что состязания во всех номинациях XVII конкурса привлекли столь пристальное внимание широкого круга музыкальной общественности. Свидетельство тому – горячий прием публикой каждого участника, кто выходил на сцену МЗК на протяжении трех дней.

Жюри конкурса скрипачей

Атмосфера на конкурсе с первых же минут сложилась самая праздничная – многочасовые конкурсные прослушивания напоминали гала-концерт сильнейших скрипачей мира овациями и криками «браво». Трудно назвать хотя бы одного участника, который вышел на поклон меньше чем два раза. Наблюдать за происходящими событиями было очень интересно, и по результатам прослушивания трех дней первого тура, не погрешив против истины, можно сказать, что уровень скрипичного конкурса этого года выше, чем в 2019-м.

Денис Мацуев: Я самый преданный фанат конкурсантов

Сегодня мы наблюдаем новое поколение молодых скрипачей, с большим вниманием относящихся к стилистике исполнения произведений Баха и соответствующей штриховой культуре: не было ни одного участника, оставшегося в этом смысле в рамках «старой школы». То же относится и к каприсам Паганини: большинство конкурсантов обращались к оригиналу и самым современным редакциям этих сочинений.

Помимо критериев интерпретаторской направленности, нынешняя скрипичная номинация буквально искрила индивидуальностями, что в современную эпоху крайне редкое явление. Это и участница предыдущего конкурса, «инопланетная» Анна Савкина, приковывающая внимание к себе обостренной артикуляцией, внезапными резкими динамическими контрастами и тонкими многоцветными тембрами.

Одна из характерных черт Анны – обильное использование игры без вибрато вкупе с экзальтированными нестандартными приемами звукоизвлечения, что не всегда выглядело убедительно. В Чаконе, Вальсе-скерцо и, пожалуй, во всей программе наблюдалось неожиданное распоряжение временем, а также изобиловали необычные интерпретаторские решения. В сочетании с этим сказочный образ фантастической «принцессы-девочки» и ее непередаваемая выразительная мимика превратили выступление Анны в подобие театрального спектакля на конкурсной сцене. И слушать скрипачку очень интересно, и смотреть на нее – трудно оторваться, но в контексте Конкурса Чайковского во всем этом, очевидно, присутствует то, что мы понимаем под «неформатностью». Возможно, этот момент сыграл решающее значение в решении жюри не пропускать Анну во второй тур, что, безусловно, очень жаль, поскольку качество ее исполнения было на высоте.

Другая, не менее индивидуальная фигура на конкурсе – Софья Девуцкая (также, как и Анна Савкина, аспирантка Московской консерватории) – была в чем-то схожа с ней в плане обостренности средств выразительности и свободы интерпретаторских решений. В противоположность «кукольности» образа и исполнительской манеры Анны, Софья выглядела холодной, несколько рассудочной «скандинавской королевой» и в процессе игры на инструменте, и во внешнем облике. Ее отличительной чертой можно назвать мягкий, чуть рокочущий звук – необычный тембр ее скрипки. К сожалению, в программе первого тура у Софьи не задались каприсы Паганини. Было ощущение, что скрипачка отдала много сил Чаконе Баха, а на каприсы должным образом настроиться не смогла. В итоге стиль их исполнения получился неуверенным, расслабленным, с интонационными и звуковыми потерями.

Довольно необычным явлением для конкурса скрипачей стал способ игры без моста, который продемонстрировал юный скрипач из Японии Юджин Каваи. Музыкант известен в России как один из победителей Международного телевизионного конкурса «Щелкунчик», но его дебют на Конкурсе Чайковского удачным не назовешь. Конечно, напряжение сил и творческих возможностей музыканта на состязании такого уровня невозможно переоценить, но Юджин был, пожалуй, единственным из двадцати пяти участников первого тура, кто исполнял конкурсную программу без моста, опирая скрипку только на плечо.

Вопрос надежности и удобства в этом случае всегда вызывает споры. Существует масса последователей такого способа и в России, и во всем мире, но не меньшее количество музыкантов отрицают его, считая крайне неудобным при исполнении головокружительных пассажей и прочих технических экзерсисов, что встречаются, например, в каприсах Паганини. Оказал ли факт отсутствия моста нежелательное влияние на техническую свободу Юджина Каваи, или технические огрехи и интонационные потери были связаны исключительно с зашкаливающим конкурсным волнением – остается лишь догадываться.

Другая представительница Страны восходящего солнца, скрипачка Лиза Ясуда, как и  Юджин Каваи, начала исполнительскую карьеру виртуозом-вундеркиндом, а на Конкурсе Чайковского предстала вне юниорского амплуа. Тонкая, изящная, музыкальная представительница Японии оказалась намного интереснее своего соотечественника. Стильно и выразительно она сыграла Чакону, но, к сожалению, уже в Бахе Лизу настиг довольно серьезный сбой: в одной из кульминаций она буквально заблудилась в тексте. Ее волнение было очевидно с первых же звуков – заметно подрагивал смычок, но это, как ни странно, не отражалось ни на выразительности, ни на интонации. К тому же уже после неприятного происшествия конкурсантка прекрасно исполнила требующий ювелирной точности Каприс №15. Наибольшей удачей скрипачки стало исполнение Поэмы Шоссона – тонкое, глубокое, завораживающее.

Конечно, на сегодняшний момент у Ясуда нет необходимого ресурса, чтобы конкурировать с опытными конкурсными бойцами вроде Когана, Ислямова, Железного или Ким Ке Хи. Лиза Ясуда не настоящее конкурса сегодняшнего – она его будущее. Что же касается скрипачей, вышедших во второй тур, то особых неожиданностей здесь не было. Даниил Коган, Александр Папушев и Ким Ке Хи выделялись на фоне других в первый конкурсный день. При объединяющем общем качестве – исполнительской надежности – они существенно различаются по другим параметрам.

Даниил Коган обладает удивительной пластичностью и красотой звучания. Его исполнительская манера отсылает нас к скрипичным традициям эпохи Мирона Полякина и «старой русской школы» в целом: певучее легато, особая чувственная выразительность вибрато, утонченные глиссандо, игра практически «без швов», демонстрирующая высочайшее мастерство смен струн и смычка. Скрипач обладает ярким лирическим амплуа, что лучше всего проявилось в Шестом каприсе Паганини восхитительным легато и ювелирным исполнением тремоло.

Студент Московской консерватории Александр Папушев поразил особой непринужденностью исполнения каприсов Паганини. Четвертый из них, один из наиболее сложных в этом опусе, обладает еще и немалым объемом, и если конкурсант выбирает рядом с обязательным Каприсом № 24 именно Четвертый, это говорит о его совершенной уверенности в своих силах, о физической и психологической выносливости, а также о богатой «скрипичной природе» музыканта. Возможно, в Чаконе Баха и не было каких-то особых стилистических тонкостей, но сочинение было исполнено вдумчиво, с достаточным пониманием. Несколько простоватым показалось «Размышление» Чайковского, но Вальс-скерцо был исполнен с легкостью и блеском виртуозного кружения. Очевидно, что дарование Александра Папушева имеет яркий виртуозный оттенок.

В отличие от Папушева, участницу из Кореи Ким Ке Хи можно назвать зрелым музыкантом. Сюда входит и вопрос владения стилистикой во всех, представленных на первом туре, сочинениях, и качество-надежность интонирования, и разнообразие тембровой колористики. Особенно удалась скрипачке Чакона Баха – здесь наблюдается тончайшая штриховая артикуляция, объемность, акустическая «точность» звучания и, что самое важное, динамическая выстроенность формы, бережность, логичность ведения голосов. Особая черта скрипачки – «легкий смычок», истинно виртуозная правая рука, что дает ей возможность с изяществом вызвучивать самые сложные четырехголосные аккорды без минимальной потери темпа.

Конкуренткой Ким Ке Хи можно назвать китайскую скрипачку Иин Цзян. С позиции интерпретации и во многих других отношениях Ким Ке Хи и Иин Цзян играют похоже, но есть заметное различие в звучании. У Иин Цзян оно плотное, сочное, немного тяжелое, словно ее время течет намного медленней, чем у всех остальных. При этом и осмысление исполняемого находится на ином, более глубоком уровне. Ее стиль – мощь, вдумчивость и самоотдача, строгость и отрешенность.

Безусловные, на наш взгляд, фавориты первого тура вышли на сцену во второй и третий конкурсные дни. Равиль Ислямов, Михаил Усов, Елена Таросян, Леонид Железный, Александра Ли – это те, чей выход во второй тур конкурса не вызывал сомнений с самого начала. Небезупречной в «олимпийском» списке скрипачей была лишь Елена Таросян, которую подвел ее же бурный темперамент: в коде Фантазии Ваксмана на темы из оперы Ж.Бизе «Кармен» в и без того сумасшедшем темпе скрипачка попыталась ускориться еще – и ожидаемо потеряла координацию. Однако неумолимая воля к победе, поистине королевская уверенность во всем, что она делает, позволили Елене справиться даже с этой рискованной ситуацией.

Михаил Усов оставил о себе приятное впечатление и надежностью техники, и пониманием стилей, и в целом благополучным исполнением. Однако невозможно было не заметить осторожность музыканта. Особенно это проявилось в Чаконе Баха, где стремление к аккуратности, высокому качеству звучания отразилось на свободе музицирования. То же можно отметить и в Паганини: сдержанный темп в Десятом каприсе, а также заметные паузы перед исполнением аккордов в Двадцать четвертом каприсе вносили разлад в динамическую цельность произведения. Наиболее интересной и свободной в плане реализации музыкальных задач у Михаила получилась «Элегическая поэма» Э. Изаи, но и здесь скрипачу недоставало присущей музыке стихийности, романтической взволнованности, особой раскованности стиля. В целом Михаила Усова отличало высокое качество исполнения программы (опустим неудачное начало Вальса-скерцо), поэтому его выход во второй тур был вполне ожидаемым.

Конкурсанты в ожидании вердикта жюри

Леонид Железный – опытный участник конкурсов Чайковского. Хорошо запомнилось его выступление на ХVI конкурсе: аккуратное, суховатое, малоинтересное в музыкальном отношении. Но прошло четыре года, и перед нами совершенно другой музыкант! Налицо огромный творческий рост: уверенность, мощь, легкость во всем, что касается технических задач, «шелковое» скольжение легато, вдумчивость, глубина передачи композиторских замыслов, особая свобода музицирования в напряженной атмосфере престижного конкурса.

Равиль Ислямов – ожидаемо и закономерно лидер среди фаворитов первого тура. Невероятная харизма, высочайший уровень владения инструментом, смелость, уверенность, мощь и в то же время вдумчивость, сосредоточенность, филигранная легкость. Качество интонации, темпы, настоящий «паганиниевский» характер исполнения каприсов, почти железобетонная стабильность во всем говорят о том, что перед нами выдающийся скрипач, преемник великих традиций русского скрипичного исполнительства. Не умаляя ни в коей мере великолепия первой части программы, самым ярким впечатлением все же осталось исполнение Концертной фантазии на темы из оперы Дж.Гершвина «Порги и Бесс» И. Фролова, где Равиль Ислямов проявил себя невероятным виртуозом и мастером эстрадно-джазовой стилистики.

Не хочется давать никаких прогнозов на будущее, поскольку конкурсные расклады имеют обыкновение меняться, причем совершенно внезапно, но очевидное лидерство Равиля Ислямова на первом туре дает основания надеяться, что заданный изначально «сценарий» сохранится и даст возможность скрипачу оказаться в числе финалистов XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского. А мы пока будем наблюдать за развитием событий во втором туре и пожелаем всем участникам состязания крепости нервов, вдохновения и удачи!

Сергей Давыдченко: <br>Конкурс – это огромное напряжение сил Конкурс Чайковского

Сергей Давыдченко:
Конкурс – это огромное напряжение сил

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста Конкурс Чайковского

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда Конкурс Чайковского

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда

Вокальная перезагрузка Конкурс Чайковского

Вокальная перезагрузка

В номинации «Сольное пение» Конкурса имени Чайковского подвели итоги