Флейты, кларнеты, гобои, фаготы Конкурс Чайковского

Флейты, кларнеты, гобои, фаготы

В Репино завершился первый тур по специальности «Деревянные духовые инструменты» XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского

В прослушиваниях участвовали сорок восемь исполнителей из семи стран. Нашим экспертом-собеседником по первому туру выступил преподаватель Московской консерватории гобоист Филипп Нодель.

Как известно, данная специальность впервые появилась на конкурсе в 2019 году. По числу присланных заявок на XVII конкурсе, как сообщили ведущие трансляции Лидия Адэр и Андрей Смирнов, она стала одной из самых привлекательных для участников (наряду с вокальной и фортепианной). Повышенное значение на самом конкурсе ей придало и появление в жюри Валерия Гергиева, который лично отслушал первую четверку конкурсантов. В российско-китайском жюри, кстати, работают концертирующие музыканты как старшего, так и среднего поколения. Единственным исключением стал дирижер Алексей Богорад, так как маэстро имеет первое высшее образование по специальности «кларнет». По итогам отборочного тура состав конкурсантов выглядел так: одиннадцать флейтистов, по двенадцать гобоистов и кларнетистов, тринадцать фаготистов, представляющих Россию, Беларусь, Казахстан, Китай, Италию, Южную Корею и Коста-Рику.

Участники номинации «Деревянные духовые инструменты»

Среди россиян, как и стоило ожидать, основное соперничество развернулось между выпускниками, а также студентами Московской и Петербургской консерваторий. Исключением из этого правила стал единственный представитель периферии – Николай Кустов из Нижегородской консерватории (он выпускник и преподаватель этого вуза). Но это не единственный музыкант-педагог на первом туре. Можем назвать еще Александру Звереву (к сожалению, волнение отразилось в самом начале: ею были допущены две ошибки в первой же пьесе партиты Баха), Алексея Вовченко (нюансы в динамике которого действительно оставляли впечатление, но вот Моцарт был сыгран излишне рационально, без чувствительности – «штурм унд дранг»).

Филипп Нодель на вопрос о том, является ли для конкурсантов преимуществом их педагогическое амплуа, ответил: «Безусловно, я считаю это преимуществом. Всегда полагался на восточную мудрость “Хочешь чему-нибудь научиться, попробуй научить этому другого”. Что касается педагогов – как правило, это уже взрослые, осмысленные музыканты, их игру отличает зрелость и уверенность, например, послушайте Алексея Вовченко, он сейчас работает ассистентом в Московской консерватории».

Многие из участников играют в известнейших петербургских коллективах – Мариинском и Михайловском театрах; визитной же карточкой Москвы стала рекордная «жатва» из Российского национального молодежного оркестра (говорят, что в конкурсе их пятнадцать, два из них – в секции деревянных духовых).

Уровень участников был необычайно высоким, а молодые исполнители составили серьезную конкуренцию своим в разы более опытным коллегам.

Так, в первый же день прослушиваний друг за другом выступили сильнейшие гобоисты: тридцатидвухлетний Эмиль Мирославский и семнадцатилетний Нин Юэнин. Именно в сочинениях XX века с их «запредельной акробатикой» на инструменте, как выразился один из членов жюри Николай Мохов, оба музыканта продемонстрировали не только акробатику, но и передали сам характер музыки Берио и Холлигера (особенно запомнились красочные индустриальные соноры, которые извлекал Нин из гобоя в секвенции Берио). Китайский музыкант выбрал и сонату Пуленка (чаще на конкурсе звучала все же соната Дютийе), его дуэт с партнершей Чжоу Син был одним из самых тонких по качеству ансамблирования на конкурсе. Мирославский рельефно, разнообразно представил все три сочинения; в его игре чувствовалась мастерская подача и полный самоконтроль и контакт с концертмейстером Еленой Серовой. Кстати, о ней стоит сказать отдельно. Серова, пожалуй, поставила рекорд на конкурсе, сыграв с двадцатью (!) участниками состязания. Причем сыграла виртуозно, стильно, сумев откликнуться на любые изменения в трактовках обязательных на конкурсе опусов Моцарта и Дютийе.

Так же впечатляюще прошло выступление двадцатичетырехлетнего гобоиста Павла Чередниченко. Особенно в сочинении Кастильони «Алеф» музыканту удалось представить зрителям настоящий инструментальный театр, в образах и красках претворить экстравагантную пьесу опять же XX века (пожалуй, это был лучший «Алеф» на конкурсе). Удивителен путь Павла в музыку, который он рассказал в своей видеовизитке: проучившись в Казани восемь лет на ударных, он в пятнадцать лет сменил специальность! Сегодня музыкант – выпускник Московской консерватории и уже начал профессиональную деятельность как концертмейстер группы гобоев Российского национального молодежного симфонического оркестра.

Предлагаем читателям посмотреть на итоги тура глазами гобойного сообщества во ВКонтакте, которое ведет Филипп Нодель: «Мы также прибегли к голосованию в крупнейшем российском онлайн-сообществе в сети ВКонтакте, где состоят около 3500 участников! Это было экспресс-голосование, но оно явно выявило фаворитов среди профессионального сообщества: это Федор Освер, Павел Чередниченко, Фрол Герасимов и Эмиль Мирославский. Я бы еще смело добавил сюда китайского участника Нин Юэнин – возможно, его просто меньше знают, и поэтому он набрал меньше голосов в опросе».

Жюри номинации «Деревянные духовые инструменты»

У флейтистов предсказуемо высоки были шансы у Софьи Виланд (лауреата предыдущего конкурса Чайковского, восьмое место). Она блестяще отыграла свою программу, а в Бахе позволила себе отойти от канона и исполнить бурре как бы в отсвете предыдущей сарабанды, с долей меланхолии. У Ким Е Сон программа, сыгранная наизусть, прозвучала с повышенной экспрессией, что не могло не вызвать отклик у слушателей (правда, некоторые комментаторы-музыканты посчитали, что звук форсирован, а отдельные ноты звучат крикливо). Замечательно играла Ксения Арсёнова, с естественностью проживая музыку. Федор Чернышов, во второй раз участвующий в конкурсе, запомнился подачей без вычурностей, но со вкусом.

У гобоистов выделим выступление Федора Освера, энергично-нервное, которое вызвало большой ажиотаж в зале.

Кларнетисты покорили техничностью, динамической мобильностью. Среди интересных назовем выступления Терри Лимаке (Италия), который интерпретировал концерт Моцарта как никто – со свободой, пластикой, выявляя многие новые моменты этого сочинения; Вазгена Юсупова (Россия) – с легким почерком, уделившего много внимания нюансировке; Се Цзунлиня (Китай) – раскованно и с драйвом исполнившего программу. У многих участников прекрасно прозвучали Три пьесы Стравинского, дающие большие возможности для разносторонней оценки музыкантов.

У фаготистов конкуренция была самой высокой. И именно в этой группе удалось услышать европейские кадры, которые в этот раз (по отношению к предыдущему конкурсу) представлены просто штучно. Один из них – костариканец Варгас Барбоса Эрни Мойсес, впечатление от которого меньше, чем, вероятно, должно было бы быть: их дуэт с Юлией Грошевой показался едва ли не скучным (в концерте Моцарта). Превосходно показали себя китайские фаготисты. Например, Ли Тянью, продемонстрировавший лиризм, техничность и прекрасный ансамбль с еще одним заметным концертмейстером конкурса – Ольгой Бер. Или Лу Яо, самая юная, семнадцатилетняя, участница конкурса. Если в ее Моцарте техническое явно возобладало над лирическим, то именно в Ноктюрне Чайковского музыкант, наконец, проявила более глубокое проникновение в суть сочинения. Запомнился и Максимилиан Катенин, артист Национального филармонического оркестра России, во второй части концерта Моцарта заставивший услышать фактически бельканто на фаготе.

Но конкурс – это еще и проверка на самообладание. Излишнее волнение сказалось на некоторых выступлениях: у фаготиста Николая Кустова срывов не было, но его Моцарт был излишне взбудораженным, хотя и небезынтересным (но то, что жюри допускает особый тонус в Моцарте, стало понятно по выбору кларнетиста Льва Журавского во второй тур, чье прочтение открыло в сочинении бездну витальности). С другой стороны, в некоторых случаях жюри готово было простить и неверные ноты. Так было в Чайковском у фаготиста Ма Хуа, но Моцарт в его трактовке победил: мы услышали живой поток музыки и множество образов этого сочинения.

Мнение эксперта: «Учитывая, что надо отобрать всего лишь шестнадцать полуфиналистов, такие ошибки могут быть фатальными, но на самом деле было много не просто чистых, а блестящих и артистичных выступлений, к которым вообще невозможно придраться, на мой взгляд».

Итак, по итогам первого раунда состязания к участию во втором туре допущено восемнадцать участников (вместо стандартных шестнадцати). Из них четыре флейтиста, шесть гобоистов, четыре кларнетиста, четыре фаготиста. Список стран-участниц не поредел. Конкурсные испытания следующего тура продолжатся там же, в Репино.

Сергей Давыдченко: <br>Конкурс – это огромное напряжение сил Конкурс Чайковского

Сергей Давыдченко:
Конкурс – это огромное напряжение сил

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста Конкурс Чайковского

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда Конкурс Чайковского

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда

Вокальная перезагрузка Конкурс Чайковского

Вокальная перезагрузка

В номинации «Сольное пение» Конкурса имени Чайковского подвели итоги