Свет в конце Прокофьева Конкурс Чайковского

Свет в конце Прокофьева

Завершился второй тур прослушиваний по специальности «Виолончель» Конкурса Чайковского

Краеугольный камень второго тура в номинации «Виолончель» – выбор программы. Конкурсные требования дают достаточный простор для маневра: участники обязаны исполнить сонату Бетховена, Шуберта, Брамса или Мартину, а также произведение виртуозного характера. Каждый по-своему выстраивал ту самую идеальную программу, но ставки в итоге сыграли не у всех.

Первый день целиком состоял из выступлений российских виолончелистов. Даниил Никонов звучал весьма органично в прихотливой и изменчивой Сонате для виолончели и фортепиано Прокофьева. Однако ля-мажорной Сонате Бетховена не хватило разноплановости образов, большей энергетики, да и интонационных погрешностей было допущено многовато.

Следом на сцену вышел Данила Владыко. Для своего выступления он выбрал предельно полярные произведения. Его виолончель звучала обволакивающе нежно в Прелюдии соль-бемоль мажор Рахманинова, основательно и решительно в Сонате Брамса фа мажор (ее выбрали на втором туре все конкурсанты). Томная, глубоко личная Соната Франка сменилась пестрыми и местами юморными Вариациями на тему Россини Паганини – Фурнье. Открыть двери в финал помешали, увы, многочисленные неточные интонации, но Владыко удостоился звания лучшего участника второго тура конкурса.

Даниил Владыко

Всеволод Гузов очаровал своим глубоким, бархатным, «евграфовским» звучанием – его звездный час настал в Сонате Прокофьева. Как и Сонату Брамса, конкурсант сделал ее литой, содержательной, наполненной вкусными подробностями. Вариации на тему Россини Мартину звучали не просто виртуозно, но художественно. Почему этот музыкант не прошел в финал – для меня загадка. И большое огорчение.

Об огорчениях. Второй тур, вероятно, стал слишком изматывающим испытанием для Богдана Ефремова. Пережатый звук и интонационные потери не давали вслушаться в саму музыку конкурсанта – но он упорно доводил дело до конца. Глубоко прочувствованную Пятую сонату Бетховена в исполнении Камиля Мухаметдинова перевесили неточности в Encore Дюкро и разрозненные удачные моменты Сонаты Шостаковича, не сложившиеся в единую концепцию.

В завершение дня Василий Степанов исполнил свою любопытно продуманную по драматургии программу. Основой Сонаты Брамса стало волевое начало и сила духа. Им на смену пришла «Итальянская сюита» Стравинского, с ее игрой в прошлые эпохи и быстрые смены настроений. Далее звучала Кадриль из оперы «Не только любовь» Щедрина – гротескная, почти разнузданная. Ну а триумфальной точкой стала Юмореска Ростроповича – так Василий стал первым финалистом XVII конкурса имени Чайковского, а его концертмейстера Виталия Егорова отметили как одного из лучших.

Второй день прослушиваний начался с форс-мажора. Ли Дон Ёл начал околдовывать зал до-мажорной Сонатой Прокофьева. Но, видимо, он использовал какой-то запрещенный вид музыкальной магии, потому что уже на кульминации первой части освещение Малого зала приказало долго жить. Этот момент стоит пересмотреть на записи трансляции: около двух минут Дон Ёл и его концертмейстер Ан Дживон продолжают прекрасно играть почти в абсолютной темноте. К концу первой части пианистке засвечивают глаза настольной лампой, а позже солисту несколько раз направляют яркую вспышку прямо в лицо – но это никак не вредит музыке! Стальных нервов музыкантам хватило еще на «Арпеджионе» Шуберта и почти весь «Танец эльфов» Поппера. Разумеется, Ли Дон Ёл прошел в третий тур, а Ан Дживон признали еще одним лучшим концертмейстером этого конкурса.

Далее выступала Мария Зайцева. В гармоничном дуэте со своим концертмейстером (по совпадению также Мария Зайцева и, как утверждают эксперты в публике, мать конкурсантки) солистка исполнила Сонату Брамса и Сонату in C Бриттена. Конкурсантка играла невероятно выверенным звуком, эмоционально наполненно и содержательно. Двадцать  четвертый ля-минорный каприс Паганини – Шимановского дался Марии будто играючи, а Прелюдия фа мажор Рахманинова завораживала своим теплом и любовью в каждом звуке. Было очевидно, что Марию Зайцеву нам удастся послушать в финале.

Жюри конкурса в номинации «Виолончель»

Ли Ён Ын представила очень разнохарактерную программу. После близкой ей по духу музыки «Арпеджионе» Шуберта задорным смехом заливался «Танец зеленого дьявола» Кассадо. Проникновенную Элегию Рахманинова сменила многозвучная Прелюдия из виолончельной Сюиты Пендерецкого, а завершилось выступление пламенной первой частью Сонаты Рихарда Штрауса. Несмотря на неточности и огрехи, Ён Ын вошла в число финалистов.

Вечерние прослушивания открывал Иван Сендецкий. Он исполнил три сонаты – Бетховена (Четвертая, до мажор), Лигети и Рахманинова. Пожалуй, последняя удалась музыканту особенно хорошо. В ней в полной мере раскрылся грудной, человеческий голос виолончели Ивана. От того Соната прозвучала очень лично, искренне, задушевно. Иван Сендецкий также прошел в третий конкурсный тур.

Далее выступил Пак Сан Хёк. Под аккомпанемент Ан Дживон и (по началу) не слишком музыкального скрипа из-за неудачно выставленного шпиля он исполнил всю ту же фа-мажорную Сонату Брамса, а затем – первую за день ре-минорную Сонату Шостаковича. Было интересно услышать его тонкое и эмоциональное прочтение русской музыки XX века. Пусть и с некоторыми темповыми вольностями, это было убедительно. В конце выступления Сан Хёк вдоволь наигрался в Концертном парафразе Кастельнуово-Тедеско. Тема каватины Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини исполнялась с неизменным изяществом, блеском и юмором. Пак Сан Хёк стал шестым участником, прошедшим в финал Конкурса Чайковского.

Обидно за последнюю исполнительницу – Кан Е Ын. Возможно, и здесь виновато волнение: добрая половина Сонаты Брамса прозвучала довольно скованно, однообразно и с потерями. Будто бы разыгравшись к финалу Брамса, Е Ын вложила душу в третью и четвертую части Сонаты Рахманинова. Но в коварных паганиниевских Вариациях на тему Россини камнем преткновения стали флажолеты – они отказывались получаться. Надо отдать должное конкурсантке: раз за разом она находила в себе силы улыбаться и играть с прежним задором. Может, поэтому жюри отметило ее как еще одного лучшего участника второго тура.

Сергей Давыдченко: <br>Конкурс – это огромное напряжение сил Конкурс Чайковского

Сергей Давыдченко:
Конкурс – это огромное напряжение сил

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста Конкурс Чайковского

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда Конкурс Чайковского

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда

Вокальная перезагрузка Конкурс Чайковского

Вокальная перезагрузка

В номинации «Сольное пение» Конкурса имени Чайковского подвели итоги