Наш главный конкурс? Конкурс Чайковского

Наш главный конкурс?

Оцениваем уровень вокалистов на Конкурсе имени П. И. Чайковского

Исторически существовала логика двух состязаний: лауреаты Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки без дополнительных прослушиваний допускались к участию в Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. Проходил строгий отбор певцов, получавших право представлять нашу страну в мировом контексте, который некогда по-настоящему обеспечивался. Самый яркий пример – триумф американской сопрано Деборы Войт на IX Конкурсе Чайковского. В жюри в разные годы приезжали Мария Каллас, Марио Дель Монако, Рената Тебальди, на прошлом конкурсе молодые певцы имели счастье петь для Эдиты Груберовой.

Сегодня, надо признать, от былого статуса вокальной номинации у нас остаются преимущественно воспоминания. Сильные иностранцы давно перестали приезжать. Кроме того, сейчас первые два тура проходят в  маленьком Зале имени Мусоргского (Мариинка-2), что само по себе недопустимо: акустического пространства для оперных голосов недостаточно, публика сидит слишком близко к сцене. Появляется риск, что на третьем туре участники выйдут петь с оркестром на большую сцену, и мы их голоса не узнаем.

В этом году вплоть до дня открытия тщательно скрывался состав жюри, в который вошли, например, замечательные певцы – Ольга Бородина, Альбина Шагимуратова, Хибла Герзмава, Дмитрий Корчак, Эльчин Азизов. На третьем туре к ним подключится крупнейший оперный агент Алессандро Ариози – единственный в этом «жанре», что странно, ведь конкурс такого масштаба должен выполнять функцию кастинга для предоставления молодым певцам работы. Международный статус также обеспечивают профессор по классу вокала Центральной консерватории в Пекине Юань Чэнье, пианист и вокальный педагог из США Рутенберг Крейг (слушает первые два тура онлайн) и другие специалисты.

К участию в Конкурсе имени Чайковского после предварительного отбора по видеозаписям допустили шестьдесят пять человек – наверное, слишком много, поскольку первый тур ожидаемо обеспечил лишь средний уровень. Единственная представительница Европы Лаура Анастасия Меенен, выпускница Санкт-Петербургской консерватории и Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, заявленная от Германии, в полуфинал не прошла. В первом туре на протяжении четырех дней участники показывали откровенно плохое владение техникой: силовая манера пения, сбивчивое дыхание, фальшивая интонация, зажимы, страх перед верхними нотами. Другие были научены лучше, но не прошли из-за отсутствия вкуса и стилевой грамотности: например, у одного известного московского тенора ария Рамиро из оперы Россини «Золушка» звучала как русская народная песня на плохом итальянском языке.

Конечно, не обошлось без того, что лирические тенора и сопрано  пели драматический репертуар. Но основные ошибки оказались в другом: многие участники просто еще не доросли до такой сложной музыки как, к примеру, моцартовская Донна Эльвира, а иногда корень ошибки скрывался в элементарном непонимании характера той или иной арии, вследствие чего выбирались неправильные выразительные средства. Случались и курьезы, связанные с путаницей в нотном и литературном тексте. Хочется, чтобы певцы соответствовали уровню Конкурса имени Чайковского, который нельзя окончательно терять. Мы до сих пор предпочитаем считать, что это наш главный конкурс. Хотя конкуренция нарастает: не теряет позиций Конкурс Елены Образцовой, также недавно и уверенно презентовала собственное состязание Хибла Герзмава. Достичь цели можно только одним путем – еще более строгим отбором с прицелом на талант, интеллект и музыкальность певца. Однако вокальное образование в России переживает не лучшие времена, поэтому требовать колоссальных прорывов и быстрых результатов после затяжной стагнации неразумно: нужно время, энтузиазм.

Жюри, подводя итоги первого тура, превысило регламент и пропустило в полуфинал вместо запланированных двадцати человек на пять вокалистов больше: они представляют преимущественно Россию, но все же соревнуются с Китаем, Южной Кореей, Беларусью и Узбекистаном. К сожалению, качество выступлений во втором туре некоторых участников не подтвердило необходимость такой щедрости. Однако певцы, достойные пройти в финал и обрести звание лауреатов легендарного Конкурса имени Чайковского, у нас все же есть.

Баритон Хун Чжэньсян уверенно провел Сцену смерти Родриго из оперы Верди «Дон Карлос», а для иллюстрации XX века выбрал национальную музыку – арию Чжан Шуэйяо из оперы «Баллада о канале», которую написал китайский композитор Инь Цин. Ария в его интерпретации слушалась интересно: яркий мелодический язык в стиле неоромантизма, но с еще более раскованным расчетом на артистизм и харизму. Кроме того, Хун Чжэньсян стал одним из немногих, кто с убедительной выразительностью и техническим мастерством спел романс Чайковского «Примирение». Кстати, романсы композитора в виде обязательной части программы в очередной раз для некоторых оказались камнем преткновения: участники выбирали, например, шедевр «Нет, только тот, кто знал», требующий филигранно ровного и инструментального звуковедения, безупречного ансамбля с пианистом.

«Заветный» безупречный ансамбль демонстрировали артисты Молодежной оперной программы Большого театра Альбина Тонких (сопрано) и Сергей Константинов (фортепиано): наконец-то большой талант и мастерство оттенили эффект конкурсного прослушивания, выступление воспринималось как полноценное отделение сольного концерта. Ария Сюзанны Ain’t it a Pretty Night из оперы «Сюзанна» Флойда прекрасно соседствовала с образом Маргариты из «Фауста» Гуно, такое владение стилистическими нюансами, языками, умением воплотить самые сложные грани содержания в нашем оперном мире встречается редко.

Программу международного уровня на четырех языках представил еще один лидер конкурса – также артист Молодежной оперной программы Большого театра баритон Максим Лисиин. Певец в первом туре высококлассно спел ультрасложную и редко исполняемую арию Герцога из оперы Доницетти «Герцог Альба», в полуфинале исполнил миниатюру Брамса Nicht mehr zu dir zu gehen, ничем не уступая выдающимся мастерам камерного музицирования. Успех закрепил репертуарным прорывом – арией Билли Бадда из одноименной оперы Бриттена, блестяще переключившись после нее на сосредоточенное и выразительное исполнение «Липы вековой».

Китайский бас Ливэй Хоу имеет хорошие шансы на успех в финале. Многие его уже знают по I Международному конкурсу вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава, где он стал лауреатом второй степени. Во втором туре отлично спел «Лесного царя», где важно ни на секунду не останавливать скачку – и у них с пианистом это получилось. Ярко, интересно и с хорошим контролем техники прозвучала Каватина Базилио из «Севильского цирюльника» Россини.

Оба тура с заявкой на финал прошел тенор Сон Чи Хун из Южной Кореи, лауреат конкурсов Монтсеррат Кабалье и Эвы Мартон. Его программы грамотно строились вокруг музыки Россини, тем удивительнее было услышать в его исполнении арию Мао из оперы Адамса «Никсон в Китае». Кроме того, что появление этой музыки в программе – интеллектуальное достижение, он еще и спел ее убедительно.

Ольга Маслова во втором туре сразу же обезоружила аккуратно сделанным романсом Чайковского «День ли царит» и даже не очень удачно исполненным Вокализом Рахманинова. Важно отметить, что она добивается таких, казалось бы, простых эффектов трогательности и душевности, не забывая о технике и грамотности, что особенно чувствуется в другом репертуаре: с той же глубиной, серьезностью и профессионализмом она представила Сцену и арию Абигайль из оперы Верди «Набукко».

Из троих представителей Большого театра России в полуфинал прошла только солистка-стажер Полина Шабунина. Удачу в первом туре ей принесла ария Эвридики Che fiero momento из оперы Глюка «Орфей и Эвридика», исполненная довольно тонко и стильно. Не прозвучала идеально, но и не стала ошибкой ария Чио-Чио-сан. Тенденция развития голоса к крепкому репертуару во втором туре подтвердилась арией Лиды из оперы Верди «Битва при Леньяно», требующей при этом мелкой нюансировки на пиано. Думается, ее выступление в полуфинале – оценка большого потенциала, но достаточного, чтобы пройти и в финал.

По регламенту конкурса жюри должно отобрать для финала восемь певцов: четыре мужских голоса и четыре женских. Если вновь будет нарушен регламент и возьмут больше – это окажется скорее правильным решением. На сцене Мариинского-2 с оркестром нас могут ждать сюрпризы, кто-то может не прозвучать или, наоборот, раскрыть свои возможности гораздо ярче. Возможно, голоса некоторых участников мы даже не узнаем. Финал состоится 29 июня.

Сергей Давыдченко: <br>Конкурс – это огромное напряжение сил Конкурс Чайковского

Сергей Давыдченко:
Конкурс – это огромное напряжение сил

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста Конкурс Чайковского

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда Конкурс Чайковского

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда

Вокальная перезагрузка Конкурс Чайковского

Вокальная перезагрузка

В номинации «Сольное пение» Конкурса имени Чайковского подвели итоги