Приношение Мастерам События

Приношение Мастерам

В Екатеринбурге состоялся фестиваль в честь виолончелиста Герца Цомыка

У проекта есть своя предыстория: два года назад Феликс Коробов – дирижер и виолончелист – решил проводить в городе, где вырос и учился, особый фестиваль. В честь своих учителей, в честь людей, которые повлияли на него и дали путевку в жизнь и в искусство. Он сам объясняет это так: «Свердловск – уникальный город, и волею судеб в нем оказались в середине XX века виолончелист Герц Цомык и дирижер Марк Паверман. Есть понятие “градообразующее предприятие”, а вот они стали “культурнообразующим элементом” Свердловска. Марк Израилевич Паверман создал Уральский филармонический симфонический оркестр и многие годы им руководил. А Герц Давыдович Цомык после того, как завоевал первую премию Всесоюзного конкурса, поделив ее со Святославом Кнушевицким, в силу обстоятельств уехал в Свердловск. Он сел концертмейстером в оркестр к Паверману, стал одним из организаторов и основателей Квартета имени Мясковского». Герцу Цомыку и в этот раз посвящена серия концертов, организованных Фондом «Развития и поддержки Уральской консерватории». Фестиваль масштабировался, получив грант Президентского фонда культурных инициатив: в него вошли мастер-классы и даже был инициирован заказ сочинения современному композитору. Вместе с Феликсом Коробовым приехали в родной город и другие музыканты, которые делали здесь первые шаги в искусстве. Например, альтистка Мария Теплякова, ныне артистка оркестра МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, которая открыла фестиваль и исполнила вместе с Яковом Кацнельсоном Альтовую сонату Брамса ми-бемоль мажор. Юбилею этого композитора был посвящен весь первый вечер, в котором также приняли участие музыканты Екатеринбурга Михаил Калупин (скрипка), Анастасия Иванова (фортепиано), Дмитрий Яковлев (виолончель), сыгравшие трио до мажор. В наше время Брамс, с его утешительной интонацией, с его интимностью и теплотой, актуален как никогда. И бархатный насыщенный звук альта Марии Тепляковой, проникающий в душу, с первых минут подхватил особый исповедальный и доверительный тон, заданный вступительными словами Феликса Коробова. Маэстро не ограничился амплуа ведущего и во втором отделении вышел с виолончелью, чтобы сыграть Фортепианный квартет юбиляра. К Кацнельсону и Тепляковой присоединился еще один московский гость – скрипач Федор Безносиков, внеся определенную остроту в течение концерта. Дело в том, что музыкант вышел на костылях: как оказалось, накануне фестиваля он сломал ногу, но мужественно перенес авиаперелет, чтобы не подвести коллег. Действительно, на Федоре держалось многое – не только рафинированный камерный ансамбль, от которого слушатели в Концертном зале И. З. Маклецкого Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского получили наслаждение. На следующий день он уже сменил смычок на дирижерскую палочку, чтобы провести там программу с Камерным оркестром B-A-C-H.

Феликс Коробов: Люди живут ровно столько, сколько о них помнят

«Скажу без лукавства: не вижу в этом никакого подвига, героизма, – поделился Федор Безносиков. – Сломанная нога – это, конечно, неприятно, но, слава богу, не рука и не голова! Перелом ноги случился прямо в оркестровой яме во время репетиции, неудачно подвернул ногу, сходя с виолончельной подставки. Тем не менее ни одного дня на больничном не провел, продолжал ежедневно репетировать, и уже через пять дней состоялась премьера одноактного балета в Музтеатре имени Станиславского и Немировича-Данченко – моя первая работа в качестве дирижера-постановщика. После этого никакие репетиции и выступления не отменял, соответственно, и мыслей о том, чтобы не поехать в Екатеринбург, в голове не возникало. На фестивале я оказался по приглашению моего педагога Феликса Коробова, и я знаю, насколько важно и небезразлично “Приношение Мастерам” было для него и стало таким же для всех нас, кто приехал туда выступать».

Ведущий Артем Варгафтик помог слушателям сориентироваться в концепции вечера, которая стала не только апофеозом темы «Учитель и ученик», но и дифирамбом виолончели. И это, конечно, было связано с фигурой главного героя фестиваля. «Герц Давыдович был человеком, который не ощущал себя без виолончели, игра, музицирование было самым естественным состоянием, – поделился Феликс Коробов. – Когда наша семья приходила к нему в гости, он в какой-то момент вставал из-за стола, уводил меня на кухню или в комнату, брал свою итальянскую виолончель – уникальный для Свердловска инструмент, садился и начинал мне играть все подряд. От него я впервые услышал Сонаты Кодаи, Шостаковича. И до сих пор звук его виолончели является эталоном звучания инструмента – невероятно теплый, душевный, чувственный».

Концерт для четырех скрипок с оркестром Вивальди (солисты Снежана Пащенко, Алиса Пучкова, Валерия Толмачева, Михаил Усов), «Лебедь» Сен-Санса и «Salut d’Amour» Элгара, где солировал артист Заслуженного коллектива республики АСО Санкт-Петербургской филармонии Михаил Славин, Вариации на тему рококо Чайковского с Феликсом Коробовым в качестве солиста-виолончелиста и  с ним же за дирижерским пультом Первый концерт Шопена с Яковом Кацнельсоном за роялем – программа, раскрывающая великолепие и возвышенную красоту прошлых эпох. Однако кульминацией второго дня стала все же мировая премьера «Элегии» для виолончели и камерного оркестра Кузьмы Бодрова, написанная специально для фестиваля и для Феликса Коробова. Перед ее началом в зале включили архивную запись Сицилианы Марии Терезии фон Парадиз в исполнении Герца Цомыка – и как оммаж легендарному музыканту, и как эпиграф, поскольку Кузьма Бодров искусно вплел тематизм этой пьесы в «Элегию». Получилась трогательная до слез музыка, где виолончель ведет монолог – то ностальгирующий, то напряженный и местами почти надрывный из-за пограничных нот в верхней тесситуре. В конце, когда мы слышим явственную цитату Сицилианы, безыскусная мелодия постепенно растворяется, как милый облик дорогого человека, уходящий от нас в вечность. Как тут не вспомнить вечные строки: «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной».

Музыканты Камерного оркестра B-A-C-H под управлением Федора Безносикова, солист Феликс Коробов «говорили» о самом важном в этой жизни, и, наверное, каждый в зале, мысленно вспомнив свои потери, испытал подлинный катарсис.

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики