Spectrum Duo Fest События

Spectrum Duo Fest

В Санкт-Петербурге прошел Второй международный фестиваль фортепианных дуэтов

Этот проект был задуман двумя петербургскими пианистками – фортепианным дуэтом Spectrum-Duo в составе Марины Климовой и Надежды Медведевой – и нашел поддержку организаций, ставших соучредителями фестиваля: Санкт-Петербургского Союза композиторов, Санкт-Петербургского объединения фортепианных дуэтов, Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена и ДМШ № 7.

Впервые в истории фестивалей фортепианных дуэтов на сцену вместе с концертирующими пианистами выходят учащиеся музыкальных школ и студенты вузов. Лауреаты различных детских конкурсов приглашаются к участию в фестивале по итогам учебного года. Преодолевая волнение в ситуации совместного выступления со взрослыми, юные пианисты на практике учатся исполнительскому мастерству, артистизму, радости общения с публикой. Подняться на ступень выше – прекрасная мотивация и для студентов. И если в первом фестивале приняли участие пятьдесят исполнителей, то во втором количество дуэтов увеличилось втрое, к тому же расширилась география мероприятия.

Два рояля и четыре руки

В основе программы фестиваля Spectrum Duo Fest–2023 – события, связанные с юбилейными датами С. В. Рахманинова, И. Брамса, Э. Грига, А. И. Хачатуряна, И. И. Шварца и других.

Среди участников – известнейшие российские дуэты Ирины Силивановой и Максима Пурыжинского (Москва), Эльвиры и Анатолия Полонских (Новосибирск), и конечно, плеяда петербургских исполнителей: Наталья Карасёва и Игорь Тайманов, Ника Мельникова и Олеся Морозова, Надежда Реженинова и Олег Вайнштейн, Spectrum-Duo и много других прекрасных пар.

Точка золотого сечения фестиваля – прошедший с аншлагом гала-концерт «Приношение С. В. Рахманинову» в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, на котором все оригинальные сочинения были исполнены последовательно по одному номеру каждым дуэтом, и это действо стало в высшей степени славным чествованием великого русского композитора.

Все названные факты свидетельствуют о том значимом месте, которое фестиваль занял в культурной жизни Санкт-Петербурга. Однако в данной статье автору хотелось бы обратить внимание на существенные отличия, которые делают фестиваль особенным и новым, придают оригинальность и собственный стиль. Давайте внимательно взглянем на репертуар и участников концертных программ.

Открытие фестиваля, а точнее пятидневного рахманиновского блока, прошло в Парке усадьбы Онег. Это историческое место, еще недавно считавшееся утраченным, расположено недалеко от деревни Захарьино. Именно там стоял дом, в котором прошло детство композитора. «Рахманинов вырос на древней Новгородской земле. Мать учила его музыке, бабушка Софья Александровна Бутакова, специалист в области колокольных звонов и православного пения, которую приглашала Новгородская епархия, возила его по новгородским соборам, знакомила с новгородскими звонарями. Впечатления от красоты Земли Русской, полученные им в детские годы, определили творческий путь Рахманинова», – отметили в приветствии фестивалю Президент Рахманиновского общества народный артист России Валерий Полянский и Председатель Правления Рахманиновского общества Тамара Паршина.

По согласованию с администрацией Новгородского района, Мария Васильева с группой добровольцев начала восстановительные работы Парка усадьбы Онег, и за два года участок преобразился до неузнаваемости. Раньше там был лес, а сейчас липовая аллея открывает чудесный вид на реку Волхов, и рядом с почти ушедшим в землю, но сохранившимся фундаментом родительского дома композитора располагается большой участок для сцены и скамейки для публики.

Концерт-открытие фестиваля стал одним из серии «Рахманиновских вечеров в усадьбе Онег». Произведения Рахманинова исполнялись на установленной специально к этому случаю сцене на двух цифровых пианино.

Сцена в Парке усадьбы Онег (Надежда Медведева, Мария Васильева, Олег Кошелев)

Будем надеяться, что мечта добровольцев, рахманиноведов и всех причастных увидеть в Онеге восстановленную усадьбу, в которой будет звучать музыка, когда-нибудь осуществится.

Наряду с оригинальными и всем известными ансамблевыми произведениями Рахманинова на концертах фестиваля публике были представлены редко звучащие переложения. Некоторые из них можно было услышать в разных вариантах. Свою версию «Вокализа» для двух фортепиано Елена Чупахина проникновенно исполнила с сестрой Ольгой. Елена Кузнецова и Вера Ремезова обратились к «Весенним водам» в транскрипции для двух фортепиано Игоря Цыганкова.

Сочетание органа и фортепиано гармонично раскрыло возвышенный тон романса «Здесь хорошо» в переложении Марии Лобецкой и Татьяны Жирихиной. Кстати, этот дуэт также представил на фестивале композицию совсем иного плана – музыку из кинофильма «Пираты Карибского моря» Ханса Циммера. Пианистки не скрывают, что их выступления в разных жанрах продиктованы стремлением привлечь внимание композиторов к дуэту органа и фортепиано, таящему в себе массу тембровых и образных возможностей.

Рахманиновские сочинения в транскрипции Виктора Бабина – редкость для российского слушателя, ведь даже сегодня, в эпоху интернета, поиск этих нот представляет достаточную трудность. Виртуозные мастера Виктор Бабин и Витя Вронски были последователями Рахманинова, им посчастливилось показывать свои транскрипции автору и получить его советы и одобрение. И если «Вокализ» прозвучал в филармоническом концерте в первоначальной версии Бабина, то романсы «Здесь хорошо» и «Весенние воды» стали настоящим сюрпризом для публики. Два рояля были дополнены голосами солирующих духовых инструментов в редакции лучших петербургских музыкантов – Серафимы Верхолат (саксофон) и Александра Афанасьева (валторна) соответственно.

Солист оркестра Мариинского театра Александр Афанасьев и Spectrum-Duo

В фестивальных программах прослеживается стремление организаторов подчеркнуть в музыкальной ткани фортепианного дуэта оркестровое начало и обогатить это звучание новыми тембрами. Можно с уверенностью сказать, что такая задумка существенно расширяет сложившийся стереотип совместного музицирования двух пианистов.

«Меня всегда поражало звучание хора с сопровождением двух фортепиано. Занимаясь искусством фортепианного дуэта в областях концертной практики и науки, я размышляла о том, что два рояля в классе хорового дирижирования, не говоря уже о симфоническом, – прямая имитация оркестра. Эта же суть заложена в генезисе жанра фортепианного дуэта. И каким же мастерством должны обладать концертмейстеры, чтобы органично рассчитать баланс звучания друг с другом, что само по себе непросто, к тому же в сочетании с хором», – говорит художественный руководитель фестиваля Надежда Медведева.

Как известно, в своем позднем хоровом опусе – Трех русских песнях – Рахманинов сделал акцент именно на выразительной и богатой оркестровой партии, подчеркивающей и суровым ритмом, и инструментальным колоритом общий образный строй цикла. Идею исполнить на фестивале песни с сопровождением двух роялей поддержал и мастерски воплотил в жизнь заслуженный деятель искусств Республики Беларусь дирижер Игорь Матюхов. Для этого он объединил руководимый им Женский хор и Мужской ансамбль бакалавриата Института музыки, театра и хореографии РГПУ имени А. И. Герцена с Хором юношей Санкт-Петербургского музыкально-педагогического училища (художественный руководитель – Петр Гайдуков), привлек к работе концертмейстеров Татьяну Торбину и Екатерину Шалыт, и сводный коллектив исполнил вторую и третью песни цикла в переложении Л. Шерер.

Дирижер Игорь Матюхов после исполнения Русских песен С. В. Рахманинова

Музыку Рахманинова любят во всем мире. В чем секрет этого постоянства? Об этом рассказала на фестивале доктор искусствоведения, профессор Людмила Скафтымова. Удивительно точна ее мысль о том, что, даже не обращаясь к прямому цитированию народных песен, Рахманинов сумел передать в своих произведениях именно русский дух, воплотить в них свою самозабвенную любовь к России.

Своими впечатлениями делится участница фестиваля Хан Тэён: «Произведения Сергея Рахманинова очень популярны в Южной Корее, именно там я впервые познакомилась с его творчеством. Для меня большое счастье играть сегодня Рахманинова в России с моим учителем, профессором Олегом Кошелевым. Он помог мне понять смысл “Русской песни”, услышать, как из одинокого напева вырастает мощная кульминация. Разучивая это произведение, я почувствовала в этой музыке что-то одновременно и трагическое, и очень сильное, волевое».

Хан Тэён (Южная Корея)

Наконец, философская концепция всей жизни Рахманинова проводится пунктиром в сочинении московского композитора Андрея Микиты «Посвящение С. В. Рахманинову» ор. 32 для двух фортепиано. Замысел выстроен на сопоставлении фрагментов известных произведений – от Прелюдии cis-moll к Dies Irae. Петербургскую премьеру исполнили Александр Трухин и Евгений Савельев.

О другом посвященном Рахманинову опусе – двухфортепианной сонате Юрия Буцко – повествовал в присланном на конференцию докладе авторитетный ансамблист, доктор искусствоведения Раффи Хараджанян (Латвия).

Прошедшая в рамках фестиваля Всероссийская открытая конференция «Фортепианный дуэт в творчестве С. В. Рахманинова» привлекла внимание участников к творчеству еще одного русского пианиста и общественного деятеля, любимого партнера по дуэту и двоюродного брата Рахманинова – Александра Зилоти, нынешний сезон для которого также юбилейный – 160 лет со дня рождения. Организаторами конференции было сделано предложение установить памятную доску на одном из домов в Петербурге, где проживал Зилоти.

Фортепианный дуэт – жанр многогранный. В зависимости от ситуации и задач он может быть камерным и концертным, педагогическим и просветительским. Именно в дуэте часто можно услышать совместную игру учителя и ученика не только в классе, но и на концертной эстраде, такая номинация бывает даже на конкурсах. На фестивале в таких дуэтах выступали Хан Тэён и Олег Кошелев, Евгений Чернаков и Татьяна Лукьянова, Анастасия и Марина Климовы, Гэн Чэнь (Китай) и Дарья Абаза. Более того, аналогичную преемственность мы наблюдали в квартете саксофонов SeVer. Руководитель Серафима Верхолат (саксофон-сопрано) привлекла в состав квартета профессионального исполнителя Виктора Пивоварова (саксофон-тенор) и своих студентов из Музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова – Ксению Бережинскую (саксофон-альт) и Степана Рогожина (саксофон-баритон). В ансамбле с пианистами Надеждой Медведевой и Сергеем Осколковым-младшим был исполнен ряд Вальсов из «Песен любви» ор. 52 И. Брамса. Этот цикл был создан автором для фортепианного дуэта и хора на стихи Г. Ф. Даумера. В контрастных поэтических миниатюрах изысканно переданы чувства любви, ревности, страсти, однако их выражение в самой музыке не менее ярко, и инструментальное звучание даже без слов имеет высокий эмоциональный градус.

Не сговариваясь с саксофонистами, подобный номер подготовил ансамбль юных пианисток Екатерины Мажары и Наталии Медведевой (преподаватель – Ирина Письмак) с квартетом валторн – воспитанниками класса з.р.к. РФ Германа Авика, который в преддверии 120-летия со дня рождения Арама Хачатуряна сделал переложение для данного состава знаменитого «Танца с саблями» из балета «Гаянэ». Включая в репертуар учащихся лучшие образцы мировой музыкальной культуры, опытные педагоги заботятся о развитии кругозора своих подопечных и формировании их художественного вкуса.

Екатерина Мажара, Наталия Медведева и квартет валторн

Как видно, программа Spectrum Duo Fest была насыщена необычными выступлениями, но настоящий подарок ждал гостей в финале. «Музыка – душа моя» – так назывался вечер к 100-летию композитора Исаака Шварца, прошедший в Концертном зале Мемориального Дома-музея в Сиверском.

Юбилей композитора широко отмечается в Санкт-Петербурге. В филармонических залах звучат произведения Шварца в исполнении симфонических и народных оркестров, лучших солистов. Его киномузыку знает каждый, как и тот факт, что фортепианный дуэт никогда не входил в круг творческих интересов композитора.

Концерт фортепианных дуэтов состоялся благодаря искреннему участию и содействию вдовы композитора Антонины Нагорной. Именно она помогла организаторам на подготовительном этапе, поделилась нотами переложений для фортепианного дуэта, сделанных друзьями композитора Сергеем Гринбергом и Диной Сморгонской. Эти версии и легли в основу концерта фестиваля, а недостающие переложения сделал Матвей Соболев. Украшением концерта стали номера фортепианного дуэта с солирующим вокалом. Молодое дарование – Леонардо Хенер-Мендоза (преподаватель – Марина Радченко) одухотворенно исполнил романс на стихи И. Бунина «И цветы, и шмели».

Дом Исаака Шварца всегда был местом притяжения поэтов, актеров, режиссеров, которые приезжали для творческого и душевного общения. Зная это, Надежда Медведева загорелась идеей пригласить на 100-летие композитора не академического вокалиста, а актера кино. Услышав на концерте в Москве песню «Не обещайте деве юной…» в исполнении народного артиста России Дмитрия Харатьяна, сомнений не осталось. Очевидно, и Харатьяну предложение выступить с фортепианным дуэтом в первый момент показалось неожиданным. Но, открытый новым идеям, он принял его, и результат оказался превосходным. Слушателей покорили благородное и романтическое воплощение образа в «Песне кавалергарда» солистом Дмитрием Харатьяном, и чуткое сопровождение фортепианного Spectrum-Duo.

Антонина Нагорная-Шварц и Дмитрий Харатьян

Конечно, десять дней фестивальных мероприятий невозможно осветить в одной статье. Впечатлений много, и со временем, отдаляющим события, в памяти оживают разные выступления. Нельзя не упомянуть жизнерадостную «Праздничную» Михаила Бурштина, представленную редким составом – фортепианным квартетом. Это был своего рода музыкальный привет из Израиля, где ныне проживает Бурштин.

Публика горячо аплодировала молодому и яркому дуэту из Екатеринбурга – Анне Суслиной и Полине Карелиной, исполнившим пьесы Вадима Бибергана. Музыканты Екатеринбурга до сих пор считают его «своим», ведь в Свердловске, в Уральской консерватории, Биберган начал свой творческий путь, а сегодня он почитаемый профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что Международный фестиваль фортепианных дуэтов обрел свою аудиторию далеко за пределами Санкт-Петербурга. Впечатляют восторженные отзывы участников и гостей, телевизионные и радиосюжеты. Организаторы обещают не останавливаться на достигнутом. В 2024 году дуэтный марафон, сохраняя основную концепцию и приоритеты, будет иметь новое название: «Диалоги Невских берегов». Хочется пожелать фестивалю открытия новых имен и воплощения самых смелых творческих планов.

 

На фото вверху: Анна Суслина и Полина Карелина

Лучше, мама, не пищи События

Лучше, мама, не пищи

В Театре Сац поставили «Сказку о глупом неразумном мышонке»

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие