Екатеринбург – место встречи российских оркестров События

Екатеринбург – место встречи российских оркестров

В Свердловской филармонии с 6 по 11 октября пройдет Симфонический форум – смотр оркестров России. В Екатеринбург приедут оркестры Белгородской, Челябинской, Омской, Карельской филармоний, откроет концертную часть Уральский академический филармонический оркестр, а завершит программу гость из Москвы – Национальный филармонический оркестр России. Мы попросили организаторов – Свердловскую филармонию – прокомментировать особенности Симфофорума-2023. На вопросы Евгении Кривицкой (ЕК) ответили директор филармонии Александр Колотурский (АК) и его первый заместитель по творческим вопросам Рустем Хасанов (РХ).

ЕК Александр Николаевич, в 2010 году вы выступили инициатором такого замечательного проекта – Симфонического форума. В чем уникальность смотра?

АК Симфонический форум – это не конкурс, и сегодня было бы не лишним вспомнить, как зарождалась его идея. Когда-то был фестиваль симфонических оркестров мира – в новую Россию в начале XXI века стали приезжать ведущие коллективы из разных стран. И тогда возник вопрос, что в этой мировой витрине должны присутствовать и наши оркестры. На первом фестивале выступил АСО Новосибирской филармонии с Арнольдом Кацем, потом наш УАФО с Дмитрием Лиссом. И тогда возникло понимание, что необходимо возродить в каком-то свежем формате смотры оркестров, которые проходили в советскую эпоху. Региональные коллективы собирались в Москве, один за другим выходили на сцену, и составлялся своеобразный табель о рангах. Так что наша идея, родившаяся в Екатеринбурге, – создать площадку для общения, для презентации  оркестров публике, отвечала цели «узнать самих себя в своей стране». Нас поддержали СКОР, губернатор и правительство Свердловской области. Это имиджевая история для столицы Урала, глубокая демонстрация продуманных подходов реализации государственной культурной политики на территории нашего региона. Название «Симфонический форум» дает возможность сделать и концертную часть, и провести деловую программу – собрать аналитику, провести мониторинг по многим параметрам, чтобы понять, что на самом деле происходит с зарплатами, с обеспеченностью инструментами, с кадрами, определить место оркестра в регионе. Картина получилась пестрая, симфоническим оркестром могли называть коллективы, где было всего 30-40 человек.

За дирижерским пультом УАФО — Дмитрий Лисс

ЕК Рустем Талгатович, в анонсах вы подчеркиваете неизменность условий участия, в  том числе, чтобы оркестр непременно приезжал к вам со своим главным дирижером. Почему это так важно? Ведь часто в оркестрах бывают яркие вторые дирижеры. Вы не хотите публике открывать новые имена?

РХ Действительно, были приняты правила, что оркестр привозит программу без солиста, чтобы сохранить фокус внимания на уровень коллектива, на его стиль, идентичность. И да, за пультом должен стоять главный дирижер, как выразитель идеи оркестра, концептуальности построения репертуара в сезоне. Многое в развитии оркестра зависит и от залов, где выступает оркестр, и от уровня и географии его гастролей. Показателями являются дискография и трансляции. Главный дирижер, как нам кажется, играет в этом всем определяющую роль. Да, в сезоне могут быть выступления со вторым и даже третьим дирижером, но на форуме должен быть показан «товар лицом». Мы это делаем осознанно. Должен ли открывать новые имена Симфофорум? Он призван открывать новые точки на симфонической карте России: так, в 2016 году состоялась всероссийская  презентация на тот момент недавно созданного Тюменского филармонического оркестра. А есть коллективы-«ветераны». Омский симфонический оркестр приезжает в третий раз: музыкантам есть что сказать, привозят нестандартную программу, и их поддерживает руководство региона, финансируя приезд. Также не первый раз выступает Белгородский оркестр.

Бывали, конечно, прецеденты, что приезжали оркестры с другими дирижерами, когда, к примеру, место главного было вакантным. Но такие случаи единичные. В палитре концертной жизни солисты представлены очень разнообразно, и в отличие от Запада у нас редкость, когда в сезоне концерт  состоит только из симфонических опусов.

АК Мы на форуме ценим не только качество исполнения, но и концептуальность построения программ. Нам кажется, что солист отвлекает на себя определенное внимание. А кроме того, какие-то коллективы могут и проиграть, если коллеги привезут с собой звезду. Это уже соревнование другого рода. Хотя бывали единичные примеры, когда солисты «прорывались» на Симфофорум. Но мы шли на это, когда, скажем, речь шла о мировой премьере партитуры  современного композитора. Так был исполнен Концерт для кларнета с оркестром Толибхона Шахиди, который привозил Игорь Федоров с Омским оркестром на первый форум в 2010 году.

РХ У нас и другие были мысли: например, чтобы оркестры представляли музыку композиторов, живущих в их регионах. Но с чем мы столкнулись, когда попытались продвинуть эту идею? Нам сказали, что не у всех есть ресурсы заказывать специально произведения композиторам. Да и не везде есть интересные авторы. Так что пока это не получило поддержки в нашем сообществе. А зря.

ЕК Как оркестры попадают к вам на форум? Нужно ли проходить специальный отбор?

РХ Формирование программы идет по-разному. Вначале мы собираем заявки, и, между прочим, факт участия в Симфофоруме дает возможность оркестрам получить поддержку на региональном уровне: получить деньги на пошив новых костюмов, на обновление инструментария. Кто-то получает качественную запись из виртуального зала Свердловской филармонии и может ее использовать в промоцелях. Я всегда привожу в пример Белгородский симфонический оркестр, который, приехав на второй Симфофорум, провел сразу пять концертов: съездил в Челябинскую и Свердловскую области, сделал благотворительный концерт для студентов Уральского федерального университета. Это стало особым событием для оркестра, дало толчок на многие годы вперед.

ЕК В чем насущные проблемы сегодняшней оркестровой жизни? Что планируется обсуждать в деловой части в этом году?

АК Мы каждый раз поднимаем самые разные темы, и мы говорили об очень многих аспектах: оркестр и его роль в обществе, оркестр и дети, оркестр в информационном пространстве. Есть прикладные темы – «Как воспитать новые кадры» – и  даже провокационные – «Симфоническая музыка – зачем она нужна?». К нам на круглые столы в разные годы приезжало много интересных персон: композиторы, дирижеры, менеджеры, музыкальные критики – из России и из-за  рубежа. Деловая программа этого года будет посвящена целому ряду направлений.

Первое – это ситуация в оркестрах. Проведен мониторинг и анализ, из которого можно будет сделать выводы, что изменилось за прошедшие три года, какие тенденции и сложности  наблюдаются в оркестрах России. Второй вопрос – подготовка оркестровых музыкантов в вузах. В связи с расширением количества оркестров в России возросла и востребованность оркестрантов. Нам кажется, что в вузах и средних специальных музыкальных заведениях мало внимания обращается на подготовку именно оркестровых музыкантов, и СКОР вышел с инициативой к Ассоциации музыкальных учебных заведений, чтобы провести во время форума совместный диспут. Мы пригласили ректоров, представителей учебных заведений: РАМ имени Гнесиных, Санкт-Петербургской, Казанской и Петрозаводской консерваторий. Необходимо освещать внутреннюю жизнь оркестров, взаимоотношения с музыкантами, с дирижерами и с учредителями. Об этом тоже пойдет речь в нашей деловой программе. Мы неоднократно обсуждали вопросы организации гастролей, концертов, но времена меняются, думаю, стоит вернуться к ним теперь в новых реалиях. И поговорить об усилении региональной деятельности оркестров в свете того, что выезд  за рубеж сейчас усложнился. Мы готовы поделиться опытом Свердловской филармонии.

РХ Будет и разговор о роли музыкальной критики в освещении деятельности оркестров, в формировании общественного мнения и оценки достижений оркестра. Например, для нас был значим Приз Ассоциации музыкальных критиков, полученный УАФО в 2020 году за концептуальность программ, когда мы представили публике Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга «Турангалилу-симфонию» Мессиана и впервые в России поставили  «Плот “Медузы”» Хенце, что потребовало грандиозных усилий. Приятно, что фестиваль «Евразия» был отмечен газетой «Музыкальное обозрение» как образец в построении программ. Нам действительно важна оценка профессионального сообщества, своего рода «обратная связь».

ЕК Все гости выступят не только в Екатеринбурге, но и  области. Обратила внимание, что программы для региональных залов не всегда совпадают с тем, что звучит в столице Урала. Вы считаете, что публика не везде готова встрече с творчеством Алексея Сысоева, которого играет Омский оркестр?

РХ У нас сейчас восемь региональных и городских филармонических залов, которые работают в радиусе от 50 до 380 километров в удалении от Екатеринбурга. Система целенаправленной работы сезонами по лекалам Свердловской филармонии насчитывает более двадцати лет. Половина наших филиалов в следующем году отмечает свое 25-летие. Когда проходит Симфофорум, то открытие сезона в городских залах, как правило, это концерты приезжих коллективов. Публика там за эти годы уже приучилась к симфоническому искусству, разбирается в рангах оркестров, но все равно  программы корректируются, просим гастролеров иногда включать солистов или немного облегчить репертуар,  чтобы достичь баланса между серьезными новыми сочинениями и популярной классикой. Мы всегда нацелены на то, чтобы пришел новый слушатель, и чтобы эта первая встреча прошла без стресса. Конечно, обо всем об этом мы ведем диалог с руководством оркестра. Кстати, в регионы оркестры иногда выезжают со вторыми дирижерами.

Александр Колотурский: Нужно создавать молодежные оркестры

АК Мы расширяем аудиторию за счет трансляций, которые идут в виртуальном концертном зале, в социальной сети ВКонтакте, на портале культура.рф. Многие критики в Москве смотрят эти трансляции, зрители в тех городах, откуда приезжают оркестры, болея за земляков. На форумы приезжают региональные министры культуры, руководители филармоний, чтобы поддержать оркестры и принять участие в деловой программе. Мнения учредителей для нас тоже очень важны.

Когда вы участвуете в ярмарке, то выкладываете товар лицом, везете все самое лучшее,  у вас особое праздничное настроение – ведь вас ждут. И поэтому наш лозунг: «Екатеринбург – место встречи российских оркестров». И уже тринадцать лет это место встречи изменить нельзя. Мы ждем его как большого праздника встречи друзей.

Лучше, мама, не пищи События

Лучше, мама, не пищи

В Театре Сац поставили «Сказку о глупом неразумном мышонке»

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие