Многозадачность в Большом События

Многозадачность в Большом

Большой театр объявил планы на сезон 2022/2023

О том, что ждет публику в новом сезоне, журналистам рассказали генеральный директор Большого театра Владимир Урин, художественный руководитель балетной труппы Махар Вазиев и пресс-секретарь театра Катерина Новикова. «Музыкальная жизнь» публикует репортаж Сергея Буланова.

Пресс-конференция о планах на будущий сезон в Императорском фойе Большого театра состоялась более чем на два месяца позже обычного регламента. По причине сложной международной обстановки возникла необходимость в существенной корректировке планов, изначально разработанных на три года вперед.

В начале марта Большой театр остался без музыкального руководителя и главного дирижера, поскольку Туган Сохиев заявил о своем решении уйти с этой должности. Генеральный директор театра Владимир Урин признался, что не спешит со столь сложным выбором авторитетного лидера:  «У нас есть достаточное серьезный корпус штатных дирижеров: Алексей Богорад, Антон Гришанин, Павел Клиничев, Павел Сорокин. Все они поддерживают текущий репертуар. Но, естественно, в ситуации отсутствии музыкального руководителя перед нами встал вопрос приглашения и других дирижеров. Именно с ними мы будем советоваться в принятии решений, необходимых для развития театра».

Среди дирижеров, с кем уже подписаны контракты на новый сезон: бывший главный дирижер Пермского театра Артем Абашев, дирижер с успешно развивающейся европейской карьерой Станислав Кочановский, лауреат престижных международных конкурсов Дмитрий Матвиенко, победитель Конкурса имени Рахманинова и дирижер театра «Геликон-опера» Филипп Селиванов.

Оперные премьеры, запланированные на новый сезон, продолжают линию сотрудничества Большого театра с молодыми режиссерами из драматического театра. Три названия для афиши подобраны концептуально. Опера Антона Рубинштейна «Демон», которую театры когда-то ставили специально для Дмитрия Хворостовского, сегодня уже не так популярна в России. Новый опыт обращения к ней обещает быть интересным. За «кассу» будет отвечать «Трубадур» Верди. Постановкой оперы Рахманинова «Франческа да Римини» театр завершит фестиваль к 150-летнему юбилею со дня рождения композитора: кроме оперы, на Исторической сцене исполнят Вторую симфонию и «Всенощное бдение», в Бетховенском зале солисты труппы и артисты Молодежной оперной программы споют романсы Рахманинова.

Первую оперную премьеру («Демон») на Новой сцене поставят дирижер Артем Абашев и режиссер Владиславс Наставшевс, сотрудничество с которым театр выводит на новый уровень. Предыдущими работами этого режиссера в музыкальном театре были небольшие спектакли «Искатели жемчуга» и «Маддалена. Испанский час», созданные для Камерной сцены имени Покровского, которую в новом сезоне ожидает начало реконструкции. Труппа Камерной сцены, вероятно, переедет во Дворец на Яузе, их премьера в этом сезоне – раритетная опера Верстовского «Аскольдова могила».

Режиссер и худрук Красноярского театра юного зрителя Роман Феодори, представивший недавно последнюю оперную премьеру этого сезона («Линда ли Шамуни» Доницетти), в марте 2023 будет дебютировать на Исторической сцене с оперой Верди «Трубадур». Свою первую музыкальную работу режиссер сделал в предыдущем сезоне на сцене  пермского «Театра-Театра» – «Антигону» с музыкой современного композитора Ольги Шайдуллиной.

Новую интерпретацию оперы Рахманинова «Франческа да Римини» подготовят режиссер Александр Молочников и дирижер Дмитрий Матвиенко. В 2019 Александр Молочников на Камерной сцене имени Покровского поставил спектакль «Телефон. Медиум» (оперы Менотти).

У балетной труппы также три премьеры. В ноябре на Исторической сцене балетмейстеры Наталья Большакова и Вадим Гуляев представят возобновление балета «Шопениана» хореографа Михаила Фокина. Вечер дополнят Большим классическим па из балета «Пахита» на музыку Людвига Минкуса в хореографии Мариуса Петипа (редакция балетмейстер-постановщика Юрия Бурлака).

В апреле 2023 Большой театр собирается удивить экспериментальным проектом – композитор Юрий Красавин специально создал новую балетную версию оперы Чайковского «Пиковая дама». Постановку спектакля осуществят хореограф Юрий Посохов и дирижер Антон Гришанин. Этот спектакль дополнит «адаптации»: в репертуаре Большого уже есть штутгартский «Онегин» Джона Кранко на музыку Чайковского. Интересно только, не страшит ли постановочную команду «призрак» легендарного прочтения «Пиковой дамы» в хореографии Ролана Пети?

«Внутри театра существует много задач, – говорит худрук балетной труппы Махар Вазиев, – у нас две неравнозначные по размерам сцены, которые предполагают разный репертуарный подход. Как это сбалансировать? Наша основа – классика. Если возникают “перекосы” с драмбалетами, артисты начинают приходить и говорить о том, что скоро потеряют форму, просят дать им возможность выйти в классике. Исходя из такого момента, в будущем сезоне мы решили сделать ставку на классический вечер. Для актеров это будет огромным подарком».

На пресс-конференции прокомментировали еще два важных репертуарных вопроса: осуществится ли долгожданная постановка оперы Мусоргского «Хованщина» и куда пропал балет «Нуреев»? «Сегодня нарушена вся логистика нормальных связей, – рассказывает, отвечая на вопрос о “Хованщине” Владимир Урин, – один наш коллега добирался из Лондона в Москву двадцать часов. Большинство наших европейских партнеров, с которыми ранее были заключены договоренности, хорошо понимают ситуацию, поэтому мы обсуждаем перенос сроков. Наши коллеги не рвут с нами связи».

По поводу «Нуреева» Владимир Георгиевич заверил, что спектакль никто не снимал с репертуара, и он будет показан в следующем сезоне: «В мае, когда произошли изменения в афише, в связи с большим количеством писем от граждан мы решили, что не совсем целесообразно показывать этот спектакль в преддверии празднования Дня Победы». В качестве комментария к этой причине невозможно не вспомнить, что 9 мая Большой театр показывал оперетту Штрауса «Летучая мышь», которая ассоциируется скорее с празднованием Нового года.

Уверенно в будущий сезон вступает и бренд Большого театра – Молодежная оперная программа под руководством Дмитрия Вдовина. Уже сформирован новый набор молодых вокалистов и пианистов. Среди выпускников нынешнего года: Ульяна Бирюкова, Николай Землянский, Эльмира Караханова, Алексей Кулагин, Елизавета Нарсия, Давид Посулихин, а также концертмейстеры Вера Григорьева и Анна Денисова. Владимир Урин отметил, что сегодня артисты программы активно заняты в репертуаре. Молодежная балетная программа также работает эффективно: в основную труппу театра уже зачислено пять ее участников.

В рамках предстоящих гастролей запланированы гала-концерты балетной труппы Большого театра в Якутске и солистов оперы в Татарстане. В свою очередь Большой театр предоставит сцену коллегам из Беларуси, Казахстана и Якутска.

Музей Большого театра готовит машстабный ряд выставок – сезон будет насыщен юбилейными датами. В фойе Исторической сцены можно будет увидеть экспозиции к 150-летним юбилеям Федора Шаляпина, Сергея Рахманинова и Антонины Неждановой. Выставки готовят к 100-летним датам баритона Владимира Валайтиса и меццо-сопрано Киры Леоновой, к 85-летию балерины Светланы Адырхаевой и к 70-летию творческой деятельности балерины Марины Кондратьевой. Кроме того, музей отметит 75-летие Владимира Маторина, 80-летие народной артистки СССР Тамары Синявской, 90-летие композитора Родиона Щедрина. На Новой Сцене представят фотовыставки к юбилеям со дня рождения солистов балета Владимира Никонова и Николая Фадеечева, а также к 85-летию Евгения Нестеренко.

Буклет с планами Большого театра: скачать.

Признание в любви События

Признание в любви

В Петербургской филармонии завершился фестиваль «Площадь Искусств»

Секрет счастья Дениса Мацуева События

Секрет счастья Дениса Мацуева

В Оренбурге презентовали новый симфонический оркестр

Излучающие радость События

Излучающие радость

Состоялась III Конференция Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза

Добро побеждает зло События

Добро побеждает зло

«Кащея» Римского-Корсакова спели на Фестивале имени С.К. Горковенко