Многозадачность в Большом События

Многозадачность в Большом

Большой театр объявил планы на сезон 2022/2023

О том, что ждет публику в новом сезоне, журналистам рассказали генеральный директор Большого театра Владимир Урин, художественный руководитель балетной труппы Махар Вазиев и пресс-секретарь театра Катерина Новикова. «Музыкальная жизнь» публикует репортаж Сергея Буланова.

Пресс-конференция о планах на будущий сезон в Императорском фойе Большого театра состоялась более чем на два месяца позже обычного регламента. По причине сложной международной обстановки возникла необходимость в существенной корректировке планов, изначально разработанных на три года вперед.

В начале марта Большой театр остался без музыкального руководителя и главного дирижера, поскольку Туган Сохиев заявил о своем решении уйти с этой должности. Генеральный директор театра Владимир Урин признался, что не спешит со столь сложным выбором авторитетного лидера:  «У нас есть достаточное серьезный корпус штатных дирижеров: Алексей Богорад, Антон Гришанин, Павел Клиничев, Павел Сорокин. Все они поддерживают текущий репертуар. Но, естественно, в ситуации отсутствии музыкального руководителя перед нами встал вопрос приглашения и других дирижеров. Именно с ними мы будем советоваться в принятии решений, необходимых для развития театра».

Среди дирижеров, с кем уже подписаны контракты на новый сезон: бывший главный дирижер Пермского театра Артем Абашев, дирижер с успешно развивающейся европейской карьерой Станислав Кочановский, лауреат престижных международных конкурсов Дмитрий Матвиенко, победитель Конкурса имени Рахманинова и дирижер театра «Геликон-опера» Филипп Селиванов.

Оперные премьеры, запланированные на новый сезон, продолжают линию сотрудничества Большого театра с молодыми режиссерами из драматического театра. Три названия для афиши подобраны концептуально. Опера Антона Рубинштейна «Демон», которую театры когда-то ставили специально для Дмитрия Хворостовского, сегодня уже не так популярна в России. Новый опыт обращения к ней обещает быть интересным. За «кассу» будет отвечать «Трубадур» Верди. Постановкой оперы Рахманинова «Франческа да Римини» театр завершит фестиваль к 150-летнему юбилею со дня рождения композитора: кроме оперы, на Исторической сцене исполнят Вторую симфонию и «Всенощное бдение», в Бетховенском зале солисты труппы и артисты Молодежной оперной программы споют романсы Рахманинова.

Первую оперную премьеру («Демон») на Новой сцене поставят дирижер Артем Абашев и режиссер Владиславс Наставшевс, сотрудничество с которым театр выводит на новый уровень. Предыдущими работами этого режиссера в музыкальном театре были небольшие спектакли «Искатели жемчуга» и «Маддалена. Испанский час», созданные для Камерной сцены имени Покровского, которую в новом сезоне ожидает начало реконструкции. Труппа Камерной сцены, вероятно, переедет во Дворец на Яузе, их премьера в этом сезоне – раритетная опера Верстовского «Аскольдова могила».

Режиссер и худрук Красноярского театра юного зрителя Роман Феодори, представивший недавно последнюю оперную премьеру этого сезона («Линда ли Шамуни» Доницетти), в марте 2023 будет дебютировать на Исторической сцене с оперой Верди «Трубадур». Свою первую музыкальную работу режиссер сделал в предыдущем сезоне на сцене  пермского «Театра-Театра» – «Антигону» с музыкой современного композитора Ольги Шайдуллиной.

Новую интерпретацию оперы Рахманинова «Франческа да Римини» подготовят режиссер Александр Молочников и дирижер Дмитрий Матвиенко. В 2019 Александр Молочников на Камерной сцене имени Покровского поставил спектакль «Телефон. Медиум» (оперы Менотти).

У балетной труппы также три премьеры. В ноябре на Исторической сцене балетмейстеры Наталья Большакова и Вадим Гуляев представят возобновление балета «Шопениана» хореографа Михаила Фокина. Вечер дополнят Большим классическим па из балета «Пахита» на музыку Людвига Минкуса в хореографии Мариуса Петипа (редакция балетмейстер-постановщика Юрия Бурлака).

В апреле 2023 Большой театр собирается удивить экспериментальным проектом – композитор Юрий Красавин специально создал новую балетную версию оперы Чайковского «Пиковая дама». Постановку спектакля осуществят хореограф Юрий Посохов и дирижер Антон Гришанин. Этот спектакль дополнит «адаптации»: в репертуаре Большого уже есть штутгартский «Онегин» Джона Кранко на музыку Чайковского. Интересно только, не страшит ли постановочную команду «призрак» легендарного прочтения «Пиковой дамы» в хореографии Ролана Пети?

«Внутри театра существует много задач, – говорит худрук балетной труппы Махар Вазиев, – у нас две неравнозначные по размерам сцены, которые предполагают разный репертуарный подход. Как это сбалансировать? Наша основа – классика. Если возникают “перекосы” с драмбалетами, артисты начинают приходить и говорить о том, что скоро потеряют форму, просят дать им возможность выйти в классике. Исходя из такого момента, в будущем сезоне мы решили сделать ставку на классический вечер. Для актеров это будет огромным подарком».

На пресс-конференции прокомментировали еще два важных репертуарных вопроса: осуществится ли долгожданная постановка оперы Мусоргского «Хованщина» и куда пропал балет «Нуреев»? «Сегодня нарушена вся логистика нормальных связей, – рассказывает, отвечая на вопрос о “Хованщине” Владимир Урин, – один наш коллега добирался из Лондона в Москву двадцать часов. Большинство наших европейских партнеров, с которыми ранее были заключены договоренности, хорошо понимают ситуацию, поэтому мы обсуждаем перенос сроков. Наши коллеги не рвут с нами связи».

По поводу «Нуреева» Владимир Георгиевич заверил, что спектакль никто не снимал с репертуара, и он будет показан в следующем сезоне: «В мае, когда произошли изменения в афише, в связи с большим количеством писем от граждан мы решили, что не совсем целесообразно показывать этот спектакль в преддверии празднования Дня Победы». В качестве комментария к этой причине невозможно не вспомнить, что 9 мая Большой театр показывал оперетту Штрауса «Летучая мышь», которая ассоциируется скорее с празднованием Нового года.

Уверенно в будущий сезон вступает и бренд Большого театра – Молодежная оперная программа под руководством Дмитрия Вдовина. Уже сформирован новый набор молодых вокалистов и пианистов. Среди выпускников нынешнего года: Ульяна Бирюкова, Николай Землянский, Эльмира Караханова, Алексей Кулагин, Елизавета Нарсия, Давид Посулихин, а также концертмейстеры Вера Григорьева и Анна Денисова. Владимир Урин отметил, что сегодня артисты программы активно заняты в репертуаре. Молодежная балетная программа также работает эффективно: в основную труппу театра уже зачислено пять ее участников.

В рамках предстоящих гастролей запланированы гала-концерты балетной труппы Большого театра в Якутске и солистов оперы в Татарстане. В свою очередь Большой театр предоставит сцену коллегам из Беларуси, Казахстана и Якутска.

Музей Большого театра готовит машстабный ряд выставок – сезон будет насыщен юбилейными датами. В фойе Исторической сцены можно будет увидеть экспозиции к 150-летним юбилеям Федора Шаляпина, Сергея Рахманинова и Антонины Неждановой. Выставки готовят к 100-летним датам баритона Владимира Валайтиса и меццо-сопрано Киры Леоновой, к 85-летию балерины Светланы Адырхаевой и к 70-летию творческой деятельности балерины Марины Кондратьевой. Кроме того, музей отметит 75-летие Владимира Маторина, 80-летие народной артистки СССР Тамары Синявской, 90-летие композитора Родиона Щедрина. На Новой Сцене представят фотовыставки к юбилеям со дня рождения солистов балета Владимира Никонова и Николая Фадеечева, а также к 85-летию Евгения Нестеренко.

Буклет с планами Большого театра: скачать.

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати

От тайги до британских морей События

От тайги до британских морей

Объявлены лауреаты III премии «Чистый звук»

Здравствуй, племя незнакомое Конкурс Рахманинова 2025

Здравствуй, племя незнакомое

Конкурс имени Рахманинова стартовал с фортепианной номинации