Что значит для производителей роялей участие в Конкурсе Чайковского, какие требования предъявляют сегодня к индустрии клавишных инструментов? Ответы на эти вопросы Евгения Кривицкая (ЕК) узнала у директора Артистического центра компании «Ямаха Мюзик (Россия)» Оксаны Левко (ОЛ).
ОЛ Главный принцип – условия одинаковы для всех. Естественно, не все бренды принимают участие. Впервые рояль Yamaha появился на VIII конкурсе Чайковского в 1986 году. Если участие рояля Yamaha в X Конкурсе (1994) было ознаменовано третьей (Hae Sun Paik, Корея) и четвертой (Zhong xu, Китай) премиями, то уже следующие два конкурса – XI и XII стали поистине триумфом рояля Yamaha, который завоевал две высшие золотые награды – Денис Мацуев (1998), и Аяко Уехара (2002).
Денис Мацуев
Многие годы с конкурсом Чайковского сотрудничали три фирмы: Steinway, Yamaha и Kawai. Благодаря Даниилу Трифонову, который выступал на Конкурсе Шопена на Fazioli, в 2011 году на Конкурсе Чайковского появился рояль этого итальянского бренда. А в этот раз участвовал и пятый бренд, китайский рояль Yangtze River.
ЕК Появление «новичка» вызвало удивление. Вы раньше что-то слышали о такой фирме?
ОЛ Честно говоря, этот рояль нам был неизвестен. Насколько я знаю, он впервые появился в России.
ЕК Зато в Китае он довольно часто встречается в концертных залах. Денис Мацуев даже привозил в концертный зал на Тайвани, где стоит этот инструмент, лауреатов Grand Piano Competition. На нем незадолго до конкурса Чайковского имел возможность выступить один из конкурсантов – Александр Малофеев. А почему в конкурсе не участвуют такие известные в мире бренды как C. Bechstein или Blüthner?
ОЛ Решение о выборе фортепианных брендов, которые будут представлять рояли на конкурсе, всегда остается за организаторами. Бывают состязания, в которых выбор рояля вообще не предусмотрен, все исполнители выступают на одном инструменте.
ЕК Существует регламент для участников-производителей роялей?
ОЛ Да, правила очень строгие, и, главное, все бренды должны находиться в одинаковых условиях. Компании, предоставившие инструмент, берут на себя обязательства не только доставить инструмент, но обслуживать его во время всех конкурсных прослушиваний. В этом году наш рояль как концертмейстерский инструмент также стоял и в Малом зале консерватории на первых турах скрипачей.
Вообще у Yamaha существует целая концепция подготовки к конкурсу, к выбору рояля в линейке подобных образцов. Дело в том, что рояль должен подходить и к первым турам, где звучит соло, и выдержать нагрузку при игре с оркестром. А это разные требования – к звуку, к мощности, к тембровому богатству. Поэтому тут приходится искать компромисс. РояльYamaha CFX, отобранный для участия в XVI конкурсе Чайковского, появился в Москве уже в январе. У потенциальных конкурсантов была уникальная возможность оценить достоинства инструмента и в репетиционном процессе, и на концертах. Лучшее свидетельство высокой оценки конкурсного рояля – это сделанный конкурсантами выбор. Число выбравших рояль Yamaha для своих выступлений на первом туре, было почти равным выбору Steinway: девять к одиннадцати. И я рада, что на нем играли прекрасные музыканты.
Константин Емельянов
ЕК Скажите, а после конкурса Чайковского, наблюдается ли всплеск интереса к вашим роялям? То есть, ваши вложения, реклама срабатывает?
ОЛ
Концертный рояль – это флагман любого фортепианного бренда. Участие в престижных конкурсах позволяет привлечь внимание профессионального сообщества, продемонстрировать достоинства рояля. Возможно, впоследствии эти впечатления будут определять выбор при закупке, но это на конкурсе не самоцель. Для создателей рояля – это уникальная возможность оценить инструмент в условиях конкурса и наметить пути его совершенствования.
Самое престижное, если музыкант выигрывает соревнование на том или ином бренде. Для нас это всегда событие и признание работы огромной международной команды инженеров, дизайнеров, фортепианных мастеров и артистических центров Yamaha, которые поддерживают артистов в Токио, Какегаве, Нью-Йорке, Гамбурге, и, конечно, в Москве.
Филипп Копачевский