Очередной день открытий новых музыкальных имен, возможность сравнения исполнительских национальных школ, характерных интерпретаций произведений каждого из участников.
Американский тромбонист Джон Ромеро, выпускник университетов Бэйлора и Райса, сегодня занимает место концертмейстера группы тромбонов в оркестре театра Метрополитен-опера. Его выступление на конкурсе Чайковского открыла Симфония Джованни Баттиста Перголези, сыгранная деликатно и весьма разнопланово. Контрастом барочной музыке стал нечасто исполняемый концерт для тенорового тромбона Аркадия Нестерова, яркого представителя нижегородской композиторской школы. Универсальный язык сочинения, выразительные возможности тромбона подчеркивала эмоциональная игра Ромеро.
Не менее перспективным участником стал немецкий тубист Даниэль Барт, артист филармонического оркестра Мюнхенской академии и трио «Die Fexer» (Баварское радио). Филигранно сыгранные Вариации в старинном стиле Томаса Стивенса перекинули арку к романтическим Адажио и Аллегро, соч.70 Роберта Шумана. Ярким открытием дня стал американец Келтон Кох, вдохновивший своим фантастическим звуком и великолепной исполнительской техникой. В послужном списке молодого музыканта уже немало позиций, включая игру в оркестре Цюрихской оперы, сотрудничество с выдающимися музыкальными коллективами Чикаго, Кёльна, Бостона, Сан-Франциско и Лондона. С этого сезона Келтон станет артистом прославленного Венского филармонического оркестра. Безукоризненно сыгранные сочинения Джованни Баттиста Перголези и Анри Томази вызвали восторженные аплодисменты зала.
Первым из трубачей второго дня прослушиваний стал солист оркестра Мариинского театра Алексей Иванов. Его исполнение Концерта для трубы ми бемоль мажор Йозефа Гайдна отличалось контрастной сменой настроений и отточенной техникой. Головокружительные пассажи экзерсисов «Каскад» Алена Виззутти сменила воинственная «Интрада» Артюра Онеггера. Не менее достойным соперником петербуржца стал Стивен Франклин, выпускник Кёртисовского института музыки, солист оркестра «New World Sympony» (Майами-Бич, Флорида, США). Оптимистично сыгранный концерт Йозефа Гайдна оттенили курьёзная Парабола № 14 филадельфийского композитора Винсенте Персикетти и меланхоличная «Легенда» Джордже Энеску. Звонкий тембр трубы Франклина, его артистизм и сценическое обаяние особенно вдохновили немногочисленную публику зала. Петербургскую исполнительскую школу на конкурсе в этот день демонстрировали валторнисты, солисты Академического симфонического оркестра филармонии и Мариинского театра: Олег Скроцкий и Захар Кацман. Оба не без погрешностей сыграли Концерт ми бемоль мажор, KV 417 Вольфганга Амадея Моцарта, при этом скерцо «Охота» Виталия Буяновского с его характерными интонациями зовов-кличей прозвучало чуть выигрышнее. Баркарола «Июнь» из цикла «Времена года» Петра Чайковского (транскрипция Антона Усова) отличалась элегической задушевностью и широкой кантиленой. Следующий гость брасс-состязания – с далеких берегов солнечной и жаркой Италии – Диего Ди Марио (тромбон), солист Национального симфонического оркестра RAI (Турин). Его игра оказалась академичной и несколько затянутой. В дополнение к Симфонии Перголези Диего выбрал романтическое Концертино немецкого скрипача и композитора Фердинанда Давида. Страну Восходящего Солнца в когорте медных духовых впервые на конкурсе Чайковского представлял Томоки Натсум (туба). Несмотря на свое первое экономическое образование, он увлекся музыкой не так давно. Являясь выпускником Цюрихского университета искусств, Томоки играет в молодежных оркестрах ведущих европейских фестивалей. Вариации в старинном стиле Томаса Стивенса прозвучали логически выстроенно, а Адажио и Аллегро Роберта Шумана порадовали яркой экспрессией и одухотворенной игрой.
Вечерний блок конкурсных прослушиваний открыло выступление Николая Странатковского, концертмейстера группы труб симфонического оркестра Мариинского театра. Солнечному и яркому Гайдну (концерт для трубы ми бемоль мажор) противостояли «Каскады» Аллена Виззутти и патетически сыгранная «Легенда» Джордже Энеску. Игру тромбониста из Великобритании Майкла Бьюкенена, лауреата множества престижных музыкальных состязаний, приглашенного солиста Венского филармонического оркестра и Венской государственной оперы, отличали интеллектуальное начало и предельно четкая артикуляция. Музыкант все время находится в поиске звука, его чуткость и бережное внимание к штрихам и музыкальным фразам были особенно заметны в исполненных произведениях Джованни Баттиста Перголези и Лауни Грёндаля. Дебютантом конкурса в номинации «Медные духовые» из республик Средней Азии стал талантливый трубач Жасулан Абдыкалыков. Выпускник московской консерватории и Высшей школы музыки и театра Гамбурга, он был приглашенным солистом Государственного академического симфонического оркестра России имени Светланова и Национального филармонического оркестра России. Несмотря на несколько напряженную и отстраненную игру в ми бемоль мажорном концерте Йозефа Гайдна, цикл коротких пьес-зарисовок Энтони Плога «Почтовые открытки» был сыгран эффектно и броско, намеренно подчеркивая синкопированный ритм. Меланхоличную «Легенду» Джордже Энеску Жасулан трактовал в свободной экспрессивной манере, далекой от авторского замысла.
Швейцария – одна из благословенных стран, славящихся своим музыкальным искусством игры на духовых инструментах. Как тут не вспомнить знаменитый альпийский рог, разновидность валторны. Выпускник цюрихского университета искусств Клаудио Флюкигер (валторна) успешно совмещает игру в Тирольском симфоническом оркестре Инсбрука с выступлениями в Датском Королевском оркестре Копенгагена. Музыкант феноменально исполнил конкурсную программу первого тура, составленную из сочинений Гайдна, Буяновского и Чайковского, поражая широчайшим спектром оттенков и нюансов. В каждом из произведений Клаудио поведал своей фантастической игрой удивительную музыкальную историю. Его артистизму и обаянию на сцене оставалось лишь позавидовать!
Английский современник Флюкигера Бенжамин Голдшейдер начал свое выступление с Концерта ми бемоль мажор, KV417 Вольфганга Амадея Моцарта, сыгранного легко и непринужденно. А вот Баркарола «Июнь» Чайковского из цикла «Времена года» (аранжировка Антона Усова) вызывала сомнения, в аскетичной манере игры солиста не чувствовалось оттенков меланхолии и созерцания. Французскому тромбонисту Бенуа Дехейну, воспитаннику региональной музыкальной Академии Лилля иногда не хватало куража и легкости в исполнении Симфонии Перголези, между тем его игра оказалась пластичной и совершенной. В исполнении Концерта для тромбона Лауни Грёндаля было больше выразительности и души.
Ярким финальным аккордом второго дня, подобно вспышке молнии, стало короткое, но очень яркое выступление португальского тубиста Энрике Коста Сантоса, выпускника Высшей академии «Orquestrada Metropolitana» (Лиссабон), участника симфонических оркестров Гюльбенкяна, Цюриха, Винтертура и Флоренции. Уникальная способность Энрике связно и убедительно нивелировать музыкальные фразы стала очевидна в виртуозном исполнении авангардного Каприччио для тубы соло Кшиштофа Пендерецкого. Музыкант взял непривычно подвижный темп, искусно справляясь с пассажами и переключениями регистровых возможностей.
Один из членов жюри, артист симфонического оркестра Мариинского театра Николай Слепнев (туба) не скрыл своего восторга от игры португальского виртуоза: «Высокий уровень участников конкурса раскрывает потенциал каждого из музыкантов, их великолепное мастерство и владение инструментом. На таком конкурсе есть к чему стремиться, поэтому должны быть самые лучшие силы, что и подтверждается. Много интересных открытий ярких имен, произведения выбраны непростые, здесь все обосновано».
Очередной насыщенный инструментальный день предстоит провести участникам первого тура в номинации «Медные духовые», которые еще не успели выступить в петербургской капелле. Сегодня вечером жюри огласит результаты, после чего станет ясно, кому из молодых музыкантов доведется продолжить свое дальнейшее участие в конкурсной программе.