В этом году для исполнения на первом этапе конкурсантам были предложены Прелюдия и Сарабанда из одной из сюит №3, 4, 5, 6 для виолончели соло И. С. Баха, один из 12 каприсов соч. 25 А. Пиатти и обязательное для всех Pezzo capriccioso П. Чайковского. Также одно или несколько произведений музыкант выбирал на свое усмотрение.
На первый взгляд репертуар может показаться строго регламентированным и довольно однообразным, но программа первого тура вышла на удивление интересной и насыщенной. Самым популярным произведением на выбор исполнителя стала соната для виолончели и фортепиано соч. 119 Прокофьева.
Первый день прослушиваний стартовал с выступления финской виолончелистки Сеньи Руммукайнен, исполнившей сонату для виолончели и фортепиано ля мажор Луиджи Боккерини, Прелюдию и Сарабанду из сюиты № 3 для виолончели до мажор И.С. Баха, Каприс № 3 для виолончели соло си-бемоль мажор А. Пиатти, «Knock, breathe, shine» для виолончели соло Эса-Пекка Салонена и Pezzo capriccioso Чайковского. Конкурсантка впечатлила широким стилевым охватом, настолько были верны штрихи и манера игры в разных по стилю и эпохе произведениях: барочной сонате Боккерини и в пьесе нашего современника Салонена.
В продолжение выступили трое музыкантов из Азии – китаец Чен Ибай, а также две южнокореянки Ха Янг Чой и Га Юн Ким. Га Юн Ким – самая молодая виолончелистка на конкурсе, показавшая не только блистательную виртуозность, но и вдумчивость, поэтично исполнив Pezzo capriccioso и сложную сонату для виолончели соло Дьёрдя Лигети. Её соотечественнице Ха Янг Чой в том же Pezzo capriccioso не хватило интонационной чистоты, хотя виолончельная соната Пуленка прозвучала очень убедительно. Восемнадцатилетний Чен Ибай блистательно исполнил обязательный опус Чайковского, показав богатое звучание инструмента и свои технические возможности. Темпераментной и страстной интерпретацией виолончельной сонаты до мажор Б. Бриттена он завершил выступление.
Единственный виолончелист из Южной Америки – колумбиец Сантьяго Каньон-Валенсия – привез на конкурс яркую и бунтарскую сонату для виолончели фортепиано А. Хинастеры, дополнив её технически безупречным исполнением произведений обязательной программы. Россиянка Анастасия Кобекина, выпускница класса Франса Хельмерсона в Академии Кронберга, представила почти ту же программу, что и на предыдущий конкурс в 2015 году за исключением каприса Пиатти: №6 заменен на №7. Программа, действительно выигрышная: Прелюдия и Сарабанда из шестой сюиты ре мажор Баха и Pezzo Capriccioso органично соседствует с великолепно сыгранной сонатой для виолончели Сергея Прокофьева.
Завершали день также ученики Ф. Хельмерсона – голландец Александр Симон Варенберг и американец Эдвард Йоханесс Грей. Оба впечатлили своей музыкальностью и техническим совершенством своих интерпретаций. Но если Грею, несмотря на прекрасное прочтение первой виолончельной сонаты Дебюсси, не совсем удался третий Каприс Пиатти, то Варенберг продемонстрировал изумительное звучание в сюите №3 Баха, в Адажио и Аллегро для виолончели и фортепиано соч. 70 Роберта Шумана, а также яркую индивидуальность в Divertimento для виолончели соло Кшиштофа Пендерецкого. Его исполнение Pezzo capriccioso, пожалуй, лучшее за первый день.
Следующий день открыл россиянин Иван Сендецкий, поддержавший своим выступлением высочайший общий уровень конкурсантов, однако допускавший некоторые интонационные неточности в Pezzo capriccioso. Грациозной и захватывающей у Ивана вышла «Итальянская сюита» из балета «Пульчинелла» для скрипки и фортепиано (переложение для виолончели). Стоит отметить, что те произведения, которые конкурсанты выбирали сами, зачастую звучали удачнее обязательных. Очевидно, что музыканты подбирали наиболее удобные и близкие для себя пьесы.
Японию представляли трое – Уэно Митияки, Сато Харума и Мизуно Юя. Особенно запомнился Сато Харума с колкой и экспрессивной сонатой для виолончели и фортепиано Бриттена. Израильтянка Эля Коэн Вейссерт привезла в Петербург едва ли знакомую слушателям сонату для виолончели и фортепиано Фредерика Шопена, впрочем, не удивив высоким уровнем интерпретации. Норвежка Сандра Лид Хага исполнила одну из жемчужин скрипичной музыки – сонату для скрипки и фортепиано ля мажор С. Франка (переложение для виолончели), но некоторые погрешности в интонации смазали впечатление от уверенной и интересной игры.
Вновь на сцену вышла южнокорейская виолончелистка – Чонхэн Ли. Надо сказать, что на конкурс прибыло четверо музыкантов из этой страны – столько же, сколько и от России. По конкурсной программе Чонхэн Ли виден высокий исполнительский уровень корейцев – прекрасное чувство стиля, выверенные штрихи, чистая интонация как и в обязательных пьесах, так и в выбранной ею сонате Пуленка.
Завершал конкурсные прослушивания Златомир Фанг. Американец сделал ставку не на крупную форму, а на миниатюры: прозвучали «Поэма» (соч. 32, № 1) Скрябина (переложение для виолончели Г. Пятигорского), Figment № 1 для виолончели соло Катера и 5 пьес на народные темы для виолончели и фортепиано Цинцадзе. Выбор такой программы сделал выступление Фанга одним из ярчайших событий конкурса – ему удалось показать виртуозность, прекрасное владение звуком, тембрами инструмента, а также свой достойнейший музыкальный вкус.
Прослушивания третьего дня начали Кристоф Краузе (Швейцария), Роландо де ла Гуадалупе Фернандес Лара (Мексика) и Фёдор Амосов (Россия). Все трое сыграли виолончельную сонату Прокофьева. Самой убедительной вышла интерпретация Краузе, однако в целом музыканту не хватало техничности – это было заметно в каприсе Пиатти. Хорошо известный отечественной публике Федор Амосов, участник прошлого Конкурса Чайковского, выбрал ту же программу что и на смотре 2015-го года. В этот раз исполнение не отличилось чистотой интонации и стиля – россиянин слишком свободно обошелся с темпами и штрихами в шестой сюите Баха, а Pezzo capriccioso звучало чересчур пафосно.
Четвертый представитель Южной Кореи на смотре Тэгук Мун привёз выразительное прочтение сонаты для виолончели Лигети. Он запомнился и красочностью звука, и интонационной выверенностью.
Самый молодой из отечественных виолончелистов конкурса Иван Сканави представил редкий и выигрышный опус Шнитке — Сонату для виолончели №1. В паре с этим блистательно сыгранным драматичным и напряженным произведением Сканави исполнил лучезарное Адажио и Аллегро Шумана, показав себя разносторонним и виртуозным музыкантом.
В завершение тура вновь две интерпретации одного произведения — на этот раз виолончельной сонаты Шостаковича ре минор, сыгранной датчанином Джонатаном Альготом Свенсеном и немцем Бенедиктом Клёкнером. Несмотря на маститость Клёкнера, выступавшего с известнейшими оркестрами мира, его версия сонаты не отличалась большей экспрессией или уровнем мастерства от прочтения 22-летнего датчанина.