Напомним, что к участию в этом туре было допущено восемнадцать участников – жюри посчитало возможным увеличить количество гобоистов (шесть конкурсантов вместо четырех по регламенту). В завершении второго тура член жюри Алексей Богорад отметил достоинства музыкантов: «Все конкурсанты продемонстрировали высочайший класс игры, мы получили огромное удовольствие». Тем не менее строгие и порой непредсказуемые результаты судейства говорят о том, что кому-то из участников удалось сделать рывок, кому-то нет, а кого-то просто, как кажется, «засудили».
Основные «баталии» произошли на гобойной и фаготовой специальностях. Большое впечатление произвел двадцатилетний гобоист, студент Московской консерватории Федор Освер. Если в первом туре его игра и манера были сверхимпульсивными, то во втором туре он показал себя с другой стороны: полное самообладание, которое позволило ему открыть в музыке лирические глубины (в Вивальди и Шумане). Его сильным конкурентом предсказуемо стал семнадцатилетний китаец Нин Юэнин, который уверенно держит марку с первого тура и продолжает удивлять нас своей музыкальностью (особенно тонкой была его игра в Шумане). А вот Павлу Чередниченко, к сожалению, помешало волнение, а может, и усталость (ведь прослушивания второго тура начались сразу на следующий день по окончании первого). В его программе были интонационные шероховатости, и особенно обидна сорвавшаяся нота в конце первого романса Шумана. Сходные шероховатости, и тоже в Шумане, слышались и у Варвары Петровой – но эта исполнительница нашла очень верные краски для передачи и барочного опуса Вивальди, и калейдоскопа настроений у Шумана (участники чата в сети ВКонтакте, где была трансляция, отмечали ее ровный, красивый звук – без раздувания). Запомнилась и Валерия Алесюк, представляющая Беларусь (хотя она учится в Московской консерватории у Алексея Уткина). Исполнительница, как никто другой в группе, раскрыла певучую сторону гобоя, продемонстрировав в Шумане длинные вокальные фразы и тем самым сделав его предельно выразительным (в комментариях к ее выступлению пользователи писали, что «Белоруссия всегда поет»). Валерия была и единственной, кто исполнил на конкурсе Сюиту Хааса – любопытное сочинение, в котором она прожила интенсивную жизнь и завершила его длительной «говорящей» паузой (ее улыбка в конце программы явно давала понять, что она удовлетворена своей игрой).
У фаготов основное соперничество развернулось между итальянцем Палумбо Аугусто Велио и китайцем Ли Тянью. Первый раскрылся по-особенному в «Танце семи нот» Вила-Лобоса: здесь был и хороший контакт с пианисткой, и увлекательное выстраивание формы пьесы, а медитативный финал был сыгран просто перфектно. Второй же пленял своим матовым звуком и настоящим «пением» на инструменте в Концертино Бича и разнообразием оттенков и ситуаций в «Каприсе в форме вальса» Бонно. Камнем же преткновения для обоих стало исполнение «Августа» («Жатвы») Чайковского, где ни один из фаготистов не добился идеальной синхронности с концертмейстером в темповых частях (хотя средняя часть пьесы в интерпретации Ли и Ольги Бер была обворожительна). Хорошо сыграл и Ма Хуа, коньком которого стала виртуозно, с тонкими и внятными оттенками исполненная Партита Джейкоба.
Возможно, именно из-за такой конкуренции в этих номинациях жюри посчитало возможным выделить как лучших участников, не прошедших в третий тур, гобоистку Валерию Алесюк и фаготиста Ли Тянью.
У кларнетистов самое неожиданное судейство было в отношении москвича Алексея Вовченко. Именно во втором туре музыканту удалось максимально раскрыться. Его Шуман покорил своим элегическим тоном, а в Верди – Басси (Концертная фантазия на темы из оперы «Риголетто») Алексей представил бурлящую картину страстей и характеров оперы, сделав это виртуозно в высшей степени. Его непрохождение в третий тур необъяснимо, к тому же, памятуя о возрасте конкурсанта (30 лет), получается, что это была его последняя попытка участия в этом конкурсе. А вот его сопернику Льву Журавскому (с которым Алексей, кстати, конкурировал и четыре года назад, на XVI конкурсе, где оба не прошли уже во второй тур) судьба улыбнулась. Программа помогла ему проявить новые качества, и оказалось, что музыкант очень тонко, с шармом способен исполнить романтиков – Верди и Шумана. Эти качества пригодились ему и в сольной Сонате Денисова с ее частой изменчивостью настроений, где он один смог держать напряжение слушателей от начала до конца. Се Цзунлинь (Китай) запомнился тонким погружением в Шумана и деликатнейшей нюансировкой в сочинении Денисова: его истаивающие звуки в окончании сонаты были магическими, подкрепленными еще и, так скажем, актерским проживанием.
Флейтистам повезло больше, несмотря на то, что этот тур для них был весьма изматывающим (они играли четыре произведения, тогда как остальные только три). По результатам второго тура этой номинации было отдано преимущество: жюри пропустило сразу трех участников (очевидно, «сэкономив» на фаготах – от них в финал прошел только Палумбо Аугусто Велио). Сразу вспомнилась ситуация прошлого конкурса, в котором также флейты стали преобладающей специальностью в финале, куда попали тогда четыре участника, а флейтист Матвей Демин занял первое место в номинации деревянных духовых. На сегодняшнем конкурсе явным фаворитом является не только Софья Виланд (напомним, уже лауреат прежнего Чайковского), но и вторая петербурженка, солистка оркестра musicAeterna Анна Комарова. Но бесспорно, что мы запомним и Ксению Арсёнову из Москвы: не только потому, что она единственная в первом туре играла Баха на деревянной (старинной) флейте, но и за ее талант, который флейтистка проявила в превосходной интерпретации Чайковского и Паганини.
Итак, в третий, и последний на конкурсе, тур переходят восемь участников, четверо из них представляют Россию. Также в ходе тура были награждены и лучшие концертмейстеры, которыми предсказуемо стала россиянка Елена Серова и – весьма неожиданно (поскольку сыграла на конкурсе всего одну сонату) – китаянка Чжу Чэнчэн. Если хотелось соблюсти паритет, то логичнее тогда было бы наградить Чжоу Син – ее партнер Нин Юэнин прошел в третий тур, а стало быть, ее вклад в конкурс был более существенным.