Эстафету духовым собратьям передали их коллеги по специальности «Деревянные духовые», чьи музыкальные состязания успешно продолжаются в концертном зале «Репино».
А «медные духовые» выступают в Белом зале Академической капеллы имени Глинки Санкт-Петербурга. Как отметили в пресс-службе конкурса имени Чайковского, введение подобных номинаций призвано стать значимым шагом на пути возрождения мировой школы духового исполнительства и открытия новых имен. Сопредседатель оргкомитета конкурса, художественный руководитель и директор Мариинского театра Валерий Гергиев подчеркнул, что «нынешняя конкурсная баталия даст громадный толчок развитию духовой школы в России».
46 молодых исполнителей, представляющих разные континенты земного шара, соревнуются между собой. В составе жюри под председательством Йена Боусфилда (Великобритания), в прошлом солиста и концертмейстера Венского филармонического и Лондонского симфонического оркестров выдающиеся музыканты современности: Алессио Аллегрини (Италия), Йорген Ван Рейен (Нидерланды), Радован Влаткович (Австрия), Тимоти Джонс (Великобритания), Кристиан Линдберг (Швеция), Тимур Мартынов (Россия), Сергей Накаряков (Россия–Израиль), Вальтер Хильгерс (Германия) и Николай Слепнёв (Россия).
В первый день конкурсного состязания стало понятно, что уровень исполнительства очень высокий! Свое исполнительское мастерство продемонстрировали виртуозные музыканты из России, Франции, Германии, Нидерландов, США, Канады и стран Азии.
Первым из участников стал французский тубист, солист филармонического оркестра Монте-Карло Флориан Велгосик. Ясный полетный звук, превосходное чувство ансамбля и природная музыкальность с первых же тактов обратили на себя внимания слушателей. Прозвучали обязательные сочинения в программе первого тура: Вариации в старинном стиле Томаса Стивенса и Адажио и аллегро, соч. 70 Роберта Шумана. Еще один исполнитель на тубе, канадец Джарет Маккорт отличился виртуозным исполнением авангардного каприччио Кшиштофа Пендерецкого. Не менее эффектно эта сложнейшая вещь прозвучала в руках педантичного немца Михаэля Шварцфишера, который своей прилежной игрой широко раскрыл тембровые возможности тубы как самостоятельного концертного инструмента.
Валторна была одним из любимых инструментов Петра Ильича Чайковского. Ее вдохновенный теплый тембр в пленительном Анданте кантабиле Пятой симфонии невозможно спутать ни с каким другим инструментом. На конкурсе в первый день прослушивания выступили трое музыкантов из России и Китая: Юн Женг, Олег Егоров и Кирилл Мирон. Каждый из них с разной долей технического совершенства представил аналогичную программу, включающую в себя: Концерт для валторны ми бемоль мажор, KV417 Вольфганга Амадея Моцарта, скерцо «Охота» Виталия Буяновского и транскрипцию пьесы «Июнь», Баркарола из цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского (в переложении Антона Усова).
Первым из музыкантов-тромбонистов нынешней конкурсной программы стал француз Гильем Куснирек, который в свои двадцать лет уже успел стать концертмейстером группы тромбонов Национального оркестра Монпелье и приглашенным солистом Оркестра радио и телевидения Саарбрюкена. Гильем увлек своей интеллектуальной игрой и безупречной артикуляцией в Симфонии Джованни Баттиста Перголези. Концерт для тромбона француза Анри Томази, продолживший выступление Куснирека, отличал экстравагантный стиль. Достойными соперниками француза стали его молодые коллеги – россиянин Алексей Лобиков, солист симфонического оркестра Мариинского театра и американец Николас Платоф, прошедший серьезную исполнительскую школу у себя в стране. Оба сыграли Симфонию Джованни Баттиста Перголези и Концерт для тромбона с оркестром Лауни Грёндаля.
Кульминацией прошедшего дня стал парад трубачей. Многократно исполненный Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор Йозефа Гайдна (обязательное произведение в программе первого тура) явил самые разные оттенки и настроения в интерпретациях интернациональных трубачей: Хоу Чуан-ана (Китай/Тайвань), Степана Бачевича (Россия), Флориса Онстведера (Нидерланды), Лукаса Липари-Майера (Франция), Алексея Попова и Дениса Шабардина (Россия), Артура Эскрива (Франция). В числе других конкурсных пьес прозвучали: «Легенда» Джордже Энеску, «Каскады» Аллена Виззутти, «Почтовые открытки» Энтони Плога, «Интрада» Артюра Онеггера и «Тропинки» Тору Такемицу. Последняя из вышеназванных прозвучала в исполнении француза Артура Эскрива и стала, на мой взгляд, впечатляющим событием первого дня конкурсной программы. То, как мастерски, Эскрива выстраивал звучащие паузы в этой ориентальной миниатюре с ее медитативной лирикой, свидетельствовало о зрелом артистизме. Приглушенный тембр трубы с сурдиной вторил ее основному звучанию.
Своими впечатлениями делится солист симфонического оркестра Мариинского театра Сергей Крючков (труба): «Для меня первый тур конкурса стал очередным концертом. Много интересных музыкантов, все выходят на сцену не пустыми, а с каким-то четким зарядом. Мир субъективен, с чем-то я могу не согласиться, но уровень невероятно высокий – интересные талантливые ребята, их игра невероятно увлекает! Я с не меньшим удовольствием слушал валторнистов, тубистов и тромбонистов. Уверен, что перед членами жюри стоит непростая задача выбора из всех инструменталистов. Конечно же, любой инструмент притягателен сам по себе, он имеет свою природу звучания и краски. Необходимо выявить среди конкурсантов именно “звезд”, кто действительно обладает не только музыкальностью, но и душевными качествами. Таких музыкантов захочется слушать второй и третий раз. Конкурс ведь некий музыкальный компромисс, поле для маневров необъятное. Мне очень приятно, что новая номинация послужит доброй традицией в истории конкурса и принесет его дальнейшей судьбе только успех. Думаю, это будет иметь большой резонанс среди публики».
Впереди новый день открытий прослушиваний первого тура, а в понедельник 24 июня поздним вечером жюри огласит список участников, допущенных к дальнейшей музыкальной борьбе.