После завершения третьего тура многие слушатели решили остаться в Мариинском-2 и с нетерпением ждали объявление результатов – а это значит, конкурс состоялся. Когда около полуночи члены жюри вышли на сцену, и председатель Сара Биллингхёрст-Соломон стала подводить итоги, реакция публики формировалась вокруг одной фразы: «неожиданно». Возможно, некоторые наши ожидания и не оправдались, но решение жюри скорее убедительно и по-своему логично.
Среди женских голосов победила Мария Баракова – единственное меццо-сопрано, прошедшее в финал. Буквально недавно девушка получила I премию XXVI Международного конкурса вокалистов имени Глинки, и теперь заслуженно победила в Конкурсе Чайковского. После второго тура хотелось говорить о ней, как об идеальном конкурсном случае. Певице 21 год: она учится в Российской академии имени Гнесиных, одновременно являясь артисткой лучшей в России кузницы творческих кадров для международного музыкального сообщества – Молодежной программе Большого театра (кстати, буквально на днях еще один воспитанник МОП, Андрей Кимач, победил на престижнейшем конкурсе «BBC Cardiff Singer of the World 2019»).
Вторую премию получила Айгуль Хисматуллиной, наверняка, по похожему принципу: очевиден потенциал. Только у Марии Бараковой в силу возраста еще не совсем окреп нижний регистр, она весьма аккуратно работает с низкими нотами, а техника и способность к интерпретации, несомненно, на высоте. Айгуль Хисматуллина певица с хорошим голосом, но с «компромиссным пением»: еще плохо соединяются регистры, недоведены до ума переходные зоны, вибрато она где-то «регулирует», а где-то забывает, нужно еще немало работать над артикуляцией.
Вторая участница из Молодежной программы Большого театра Мария Мотолыгина, беря во внимание все же более удачное выступление в третьем туре Марии Бараковой, могла бы занять вторую позицию, но жюри присудило ей третью премию. В финале Мария филигранно исполнила технически трудное «Болеро Елены» из оперы Верди «Сицилийская вечерня», а вопросы у жюри, вероятно, возникли относительно арии Лизы из «Пиковой дамы»: при всей выстроенной и законченной драматургии, голос звучал, на йоту превышая границу допустимой «резкости».
Четвертую премию разделили Оксана Майорова и Ангелина Ахмедова. Обе певицы не совсем «оперные»: здесь дело в природных качествах голоса, у обеих его самого по себе не так много. Возможно, им стоит унять артистический пыл большого жанра и развиваться в камерном репертуаре.
Александрос Ставракакис – оказался лидером среди мужских голосов, в контексте которых было с кем побороться. В первом туре гость из Греции спел арии из «Крестьянской кантаты» и «Дон Карлоса»: вполне неплохо и музыкально. Во втором туре он запомнился нетривиальным прочтением «Лесного царя», а в финале арией Вотана из «Валькирии» напомнил, что проблемы с легато и свободой звуковедения никуда не исчезли.
В техническом плане, наверняка, и жюри больше, чем победитель, понравился кореец Гихун Ким, ему дали вторую премию, но с точки зрения представленных художественных трактовок, лидерство Ставракакиса можно объяснить. Монгола Анхбаяра Энхболда, получившего четвертое место, многие подозревали в простудных заболеваниях: хотя скорее, «болезнь» в работе над техникой. Может быть, ему еще встретится хороший педагог и решит проблему.
Тенор Мигран Агаджанян стал лауреатом III премии – конечно, не самое благодарное дело сравнить единственного тенора с низкими голосами, объективных критериев не всегда достаточно. Мигран шел уверенно все три тура: ровно и стабильно. Возможно, в финале все-таки спел крепковатую для него партию (речитатив и арию Габриэле Адорно из «Симона Бокканегры»), и на пределе возможностей. Тем более, многие помнят, как на днях эту партию довольно свободно пел Отар Джорджикия: в том самом спектакле, где должны были встретиться Пласидо Доминго и Ферруччо Фурланетто, но один из них не пришел…
Нынешний Конкурс Чайковского сделал для нас немало: открыл широкому кругу прекрасную и талантливую Марию Баракову, за чьей международной карьерой через несколько лет мы точно все будем следить, раскрыл потенциал и других молодых исполнителей, чьи имена, будем надеяться, войдут в историю нашего главного академического состязания.