ЛИСТКИ ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА Год Рахманинова

ЛИСТКИ ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА

ИСТОРИЯ 3. ФАМИЛЬНЫЙ ПЕРСТЕНЬ РОДА САТИНЫХ

К 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова мы продолжаем публиковать материалы о раритетах, связанных с жизнью и творчеством композитора, хранящихся в фондах Российского национального музея музыки.

Среди мемориальных предметов в архиве Сергея Васильевича Рахманинова хранится небольшого размера золотой перстень с печаткой. На печатке выгравирован герб рода Сатиных, ближайших родственников Рахманинова.

О знатности этого старинного рода можно судить по описанию герба в шестом томе «Общего гербовника дворянских родов Российской империи» — своде гербов, учрежденном императором Павлом I в 1797 году. Вот как выглядит это описание: «Герб представляет собой щит, разделенный на две неровные части: в верхней, меньшей части — российско-княжеская шапка в горностаевой поле. Нижняя, большая часть разделена перпендикулярно на три отделения: среднее — голубое, крайние — золотые. Два льва с поднятыми хвостами (голубые в поле золотом и золотые в голубом) держат передними лапами золотую стрелу острием вверх. На гербе — два шлема с дворянскими коронами и на них две согбенные руки в латах, держащие крестообразно, каждая по одной золотой стреле острием вниз. Намет золотой, подложенный голубым».

Герб рода Сатиных

Сатины — древний княжеский род, основателем которого считается князь Шонур-Козельский, происходящий от Рюриковичей. Во времена Ивана Грозного Сатины-Шонуровы отличались гордым и непокорным нравом, за что и попали в опалу, а их богатства были переданы в казну. Один из позднейших потомков князя Шонур-Козельского Александр Александрович Сатин женился на Варваре Аркадьевне, урожденной Рахманиновой. Она также происходила из знатного рода, ведущего свое начало от молдавских господарей. Женитьба Александра Сатина соединила потомков двух родов — Сатиных и Рахманиновых.

Сатины были ближайшими родственниками Сергея Рахманинова; в их московском доме бесприютный и нуждающийся молодой музыкант обрел и кров, и родительскую заботу. Александр Александрович и Варвара Аркадьевна были людьми хлебосольными, в их доме постоянно бывало много народа. Рахманинову выделили комнатку с фортепиано, где он мог заниматься, никому не мешая. В Ивановке, тамбовском имении Сатиных, Рахманинов проводил летние месяцы вместе с кузинами Натальей и Софьей и кузенами Александром и Владимиром. В 1902 году Сергей Рахманинов обвенчался с Натальей Сатиной. Чтобы получить разрешение жениться на своей двоюродной сестре, ему пришлось отправить прошение на имя государя Николая II, который собственноручно начертал на бумаге: «Что Бог соединил, то человек не разлучает». В качестве приданого Рахманинов получил родовое имение и стал там полноправным хозяином.

Н. А. Сатина, С. В. Рахманинов, С. А. Сатина, Е. А. Бакунина, М. А. Бакунин. Ивановка, 1890-е

Софья Сатина, родная сестра жены Сергея Васильевича и его двоюродная сестра, так и не вышла замуж и всю жизнь была предана семье Рахманиновых. Она и Сергей Рахманинов еще в Ивановке любили долгие прогулки и беседы. Софья жила с Рахманиновыми на правах члена семьи. «Помни, Сонечка, — писал он ей, — что у тебя здесь есть комната на вечные времена. Уж во всяком случае на все время, пока я жив».

Софья Александровна была одержима наукой и хорошо рисовала. Еще живя в Ивановке, она выписывала не журналы мод, а книги по ботанике и биологии. На туалетном столе в ее комнате стояли банки с препарированными лягушками, на стенах висели ее акварели. Девушка получила образование на Высших женских курсах в Москве, а после их окончания стала ассистентом ботанического факультета, позже профессором биологии, ботаники и генетики, преподавала до 1921 года в Москве, затем работала научным сотрудником в ведущих институтах Германии и США. Еще до Первой мировой войны были напечатаны ее первые научные труды.

Сатина вспоминала, что ей пришлось ждать целый год, чтобы поступить на высшие женские курсы: ей не было еще восемнадцати лет. И молодая девушка, чтобы не терять времени, окончила курсы стенографии. Когда в Париже работала комиссия по расследованию дела о русских рыболовных судах в Северном море, не могли найти стенографа, и в Париж послали Софью Александровну. Никто не поинтересовался, как устроилась юная стенографистка, впервые попавшая за границу. А она, застенчивая и скромная, боялась идти в ресторан и питалась только кофе и булочкой, которую ей приносили в комнату утром. Наконец некий англичанин подошел к ней и спросил, где она завтракает. «Нигде», — ответила Сатина. Англичанин пришел в ужас и стал каждый день приносить ей сандвичи.

В 1921 году Сатина получила приглашение работать в Институте Карнеги в Вашингтоне и уехала в Америку. Здесь с ней произошел курьез, о котором она рассказала только ближайшим родственникам. На вопрос, какое жалованье она хотела бы получать, Софья Александровна с обычной для нее скромностью быстро подсчитала в уме: 30 долларов за комнату, 30 долларов на еду и 15 на карманные расходы. Она попросила жалованье в 75 долларов. Директор рассмеялся и сказал, что у них уборщик получает больше.

В сороковых годах основатель частного гуманитарного Колледжа Смит в штате Массачусетс доктор Блексли предложил Сатиной сотрудничать с ним. Софья Александровна охотно приняла предложение и впоследствии стала почетным доктором Колледжа.

С. А. Сатина. Нью-Йорк, 1969

Софья Александровна Сатина дожила до 96 лет. Эта необыкновенная женщина не только написала интереснейшие воспоминания о Рахманинове — она сберегла его архив. В Музее музыки хранятся письма композитора, переписанные ее ясным крупным почерком, и составленные ею программы многочисленных концертных выступлений Рахманинова.

Перстень с фамильным гербом хранила Александра Николаевна Сатина (урожденная Вальгард). Рахманинов часто бывал в ее доме в Трубниковском переулке в Москве, и Александра Николаевна всегда поддерживала его и не отказывала в материальной помощи. Она была известной благотворительницей — на свои средства построила в Москве два дома для безработных, а земли в своих тамбовских имениях в 1902 году подарила крестьянам. В дальнейшем фамильная реликвия перешла к другому потомку Сатиных — Ирине Николаевне Вольной, которая и передала перстень в Музей музыки.

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 11. «Глухие» грампластинки

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 10. «Меня очень поддерживал Чайковский»

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 9. «Я и не ожидал, что написал такое произведение»

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 8. Друзья навсегда: Рахманинов и Бунин