К 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова мы продолжаем публиковать материалы о раритетах, связанных с жизнью и творчеством композитора, хранящихся в фондах Российского национального музея музыки.
Среди мемориальных предметов в архиве Сергея Васильевича Рахманинова хранится небольшого размера золотой перстень с печаткой. На печатке выгравирован герб рода Сатиных, ближайших родственников Рахманинова.
О знатности этого старинного рода можно судить по описанию герба в шестом томе «Общего гербовника дворянских родов Российской империи» — своде гербов, учрежденном императором Павлом I в 1797 году. Вот как выглядит это описание: «Герб представляет собой щит, разделенный на две неровные части: в верхней, меньшей части — российско-княжеская шапка в горностаевой поле. Нижняя, большая часть разделена перпендикулярно на три отделения: среднее — голубое, крайние — золотые. Два льва с поднятыми хвостами (голубые в поле золотом и золотые в голубом) держат передними лапами золотую стрелу острием вверх. На гербе — два шлема с дворянскими коронами и на них две согбенные руки в латах, держащие крестообразно, каждая по одной золотой стреле острием вниз. Намет золотой, подложенный голубым».
Сатины — древний княжеский род, основателем которого считается князь Шонур-Козельский, происходящий от Рюриковичей. Во времена Ивана Грозного Сатины-Шонуровы отличались гордым и непокорным нравом, за что и попали в опалу, а их богатства были переданы в казну. Один из позднейших потомков князя Шонур-Козельского Александр Александрович Сатин женился на Варваре Аркадьевне, урожденной Рахманиновой. Она также происходила из знатного рода, ведущего свое начало от молдавских господарей. Женитьба Александра Сатина соединила потомков двух родов — Сатиных и Рахманиновых.
Сатины были ближайшими родственниками Сергея Рахманинова; в их московском доме бесприютный и нуждающийся молодой музыкант обрел и кров, и родительскую заботу. Александр Александрович и Варвара Аркадьевна были людьми хлебосольными, в их доме постоянно бывало много народа. Рахманинову выделили комнатку с фортепиано, где он мог заниматься, никому не мешая. В Ивановке, тамбовском имении Сатиных, Рахманинов проводил летние месяцы вместе с кузинами Натальей и Софьей и кузенами Александром и Владимиром. В 1902 году Сергей Рахманинов обвенчался с Натальей Сатиной. Чтобы получить разрешение жениться на своей двоюродной сестре, ему пришлось отправить прошение на имя государя Николая II, который собственноручно начертал на бумаге: «Что Бог соединил, то человек не разлучает». В качестве приданого Рахманинов получил родовое имение и стал там полноправным хозяином.
Софья Сатина, родная сестра жены Сергея Васильевича и его двоюродная сестра, так и не вышла замуж и всю жизнь была предана семье Рахманиновых. Она и Сергей Рахманинов еще в Ивановке любили долгие прогулки и беседы. Софья жила с Рахманиновыми на правах члена семьи. «Помни, Сонечка, — писал он ей, — что у тебя здесь есть комната на вечные времена. Уж во всяком случае на все время, пока я жив».
Софья Александровна была одержима наукой и хорошо рисовала. Еще живя в Ивановке, она выписывала не журналы мод, а книги по ботанике и биологии. На туалетном столе в ее комнате стояли банки с препарированными лягушками, на стенах висели ее акварели. Девушка получила образование на Высших женских курсах в Москве, а после их окончания стала ассистентом ботанического факультета, позже профессором биологии, ботаники и генетики, преподавала до 1921 года в Москве, затем работала научным сотрудником в ведущих институтах Германии и США. Еще до Первой мировой войны были напечатаны ее первые научные труды.
Сатина вспоминала, что ей пришлось ждать целый год, чтобы поступить на высшие женские курсы: ей не было еще восемнадцати лет. И молодая девушка, чтобы не терять времени, окончила курсы стенографии. Когда в Париже работала комиссия по расследованию дела о русских рыболовных судах в Северном море, не могли найти стенографа, и в Париж послали Софью Александровну. Никто не поинтересовался, как устроилась юная стенографистка, впервые попавшая за границу. А она, застенчивая и скромная, боялась идти в ресторан и питалась только кофе и булочкой, которую ей приносили в комнату утром. Наконец некий англичанин подошел к ней и спросил, где она завтракает. «Нигде», — ответила Сатина. Англичанин пришел в ужас и стал каждый день приносить ей сандвичи.
В 1921 году Сатина получила приглашение работать в Институте Карнеги в Вашингтоне и уехала в Америку. Здесь с ней произошел курьез, о котором она рассказала только ближайшим родственникам. На вопрос, какое жалованье она хотела бы получать, Софья Александровна с обычной для нее скромностью быстро подсчитала в уме: 30 долларов за комнату, 30 долларов на еду и 15 на карманные расходы. Она попросила жалованье в 75 долларов. Директор рассмеялся и сказал, что у них уборщик получает больше.
В сороковых годах основатель частного гуманитарного Колледжа Смит в штате Массачусетс доктор Блексли предложил Сатиной сотрудничать с ним. Софья Александровна охотно приняла предложение и впоследствии стала почетным доктором Колледжа.
Софья Александровна Сатина дожила до 96 лет. Эта необыкновенная женщина не только написала интереснейшие воспоминания о Рахманинове — она сберегла его архив. В Музее музыки хранятся письма композитора, переписанные ее ясным крупным почерком, и составленные ею программы многочисленных концертных выступлений Рахманинова.
Перстень с фамильным гербом хранила Александра Николаевна Сатина (урожденная Вальгард). Рахманинов часто бывал в ее доме в Трубниковском переулке в Москве, и Александра Николаевна всегда поддерживала его и не отказывала в материальной помощи. Она была известной благотворительницей — на свои средства построила в Москве два дома для безработных, а земли в своих тамбовских имениях в 1902 году подарила крестьянам. В дальнейшем фамильная реликвия перешла к другому потомку Сатиных — Ирине Николаевне Вольной, которая и передала перстень в Музей музыки.