«Что такое музыка?! Это тихая лунная ночь. Это шелест живых листьев. Это отдаленный вечерний звон. Это то, что родится от сердца и идет к сердцу. Это любовь!» — сказанные Сергеем Рахманиновым слова послужили своего рода эпиграфом к фестивалю Свердловской филармонии. С 28 марта по 1 апреля концерты фестиваля «Рахманинов. Зримая музыка», объединившие музыкальные полотна и проекции картин русских живописцев из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств, рассказывали фестивальной публике о неразрывной связи человека и природы, ощущении большого пространства, состоянии любви и печали, тяге к размышлениям и философии тишины — о тех многогранных и глубинных смыслах, которые нашли воплощение в рахманиновской музыке.
«Когда я сочиняю, — пояснял Рахманинов, — мне очень помогает, если у меня в мыслях только что прочитанная книга, или прекрасная картина, или стихи». В молодости он работал дирижером в Русской частной опере Саввы Мамонтова, где декорации создавали лучшие художники того времени, любил посещать Третьяковскую галерею и говорил, что по духу ему особенно близок Левитан.
Созданные в зрелом возрасте «Литургия» и «Всенощное бдение» — часть духовной культуры, воплощенной в иконописи и русской религиозной живописи. Практически в каждом произведении Рахманинова — свой лик России. В литургических опусах — святой, молитвенный. В симфониях и фортепианных концертах — достигающий эпических обобщений и гимнических апофеозов. Как никто умел Рахманинов передать в музыке состояния воодушевления и ликования. Однако он всегда оставался художником трагического мироощущения. Бок о бок с «весенними» развивались в его творчестве образы зловещей фатальности, неумолимой бесчеловечной стихии, тревожного набата. Мрачные страсти «Алеко» позднее отзовутся в устрашающей картине пожара и в «погребальной» части «Колоколов», в партитурах зрелых симфоний и «Симфонических танцев», где будет властвовать напев-символ Dies irae.
Но есть некий «сверхсюжет», который будто парит над всем творчеством Рахманинова. Это нота ностальгии, «память сердца» о жизни, прожитой в России. При мысли о судьбе композитора в сознании невольно начинает звучать «Вокализ» — бессмертный лирико-трагический голос автора. «Память о свете. Свет, который не вернется», — обмолвился об этом опусе дирижер Андрей Петренко.
В фокусе внимания фестиваля — хоровое и вокально-симфоническое наследие Сергея Рахманинова. В шести концертах представлены практически все его произведения, написанные для хора и с участием хора. Участниками проекта стали Симфонический хор Свердловской филармонии, Камерный хор Московской консерватории, Уральский академический и молодежный симфонический оркестры, профессиональные и учебные хоры региона. С коллективами под управлением дирижеров Дмитрия Лисса, Андрея Петренко, Александра Соловьёва выступают ведущие солисты Мариинского театра.